«Спрос и предложение является основным инструментом менеджера для прогнозирования изменений в ценах исходных ресурсов и выпускаемой продукции»
2.1. Спрос.
Кривая спроса
Функция спроса описывает, какое количество товара будет куплено по возможным ценам а также при возможных значениях других переменных, которые влияют на спрос:
Pх – цена товара Х
Ру - цена взаимно заменяющего товара,
М - доход потребителей товара
Н - значение любой другой переменной, влияющей на спрос.
Линейная функция спроса – такая форма функции спроса, при которой спрос на анализируемый товар задается в виде линейной зависимости от цен, дохода и других переменных, влияющих на спрос:
- фиксированные коэффициенты, отражающие степень влияния различных переменных на рыночную цену товара Х.
Цена товара (Рх): увеличение Рх ведет к снижению к количеству потребляемого товара Х, ( т.е. - отрицательный).
Цены на взаимосвязанные товары (Ру)
«Субституты» или «взаимнозаменяемые» товары – это товары, величина спроса на которые увеличивается /снижается при повышении /снижении цены на базовые товары (конкурирующие товары) - ( - положительный);
«Взаимодополняющие» или комплиментарные товары – это товары, спрос на которые снижается /увеличивается при повышении /понижении цены на другие товары ( - отрицательный).
Доход (М).
«Нормальный товар» – спрос на который при росте потребительских доходов М повышается ( - положительный),
«Низший товар» - рост потребительских доходов приводит к снижению спроса ( - отрицательный).
Другие переменные, влияющие на рыночную цену (Н):
Реклама: информационная и побудительная
Население: Увеличение населения - ( - положительный),
Возрастной состав зависит от вида товара,
Потребительские ожидания: «Накопление запасов» (субституты будущих покупок) – товары длительного хранения и пользования.
Другие факторы: здоровье, рождение ребенка, …….
Обратная функция спроса
Она показывает какую цену готовы платить потребители за каждую дополнительно проданную единицу товара Х.
Задача к разделу 2.1.
Аналитический отдел компании предоставил отделу маркетинга оценку функции спроса для продукции Х:
Ах - количество средств, затраченных на рекламу товара Х.
Известно:
- стоимость единицы товара Х – 200 руб.
- цена товара У – 15 руб.
- затраты на рекламу – 2000 руб.
- потребительский доход – 10 000 руб.
Определить:
1. Какое количество товаров может быть приобретено потребителями?
2. Являются ли товары Х и У субститутами или взаимодополняющими?
3. Является ли Х нормальным или низшим товаром?
4. Найти и построить обратную функцию спроса.
Потребительский выигрыш – это ценность, которую потребитель получает, не уплачивая за нее.
Цена руб.
Доход компании
Предель. Доход
Выигрыш потреб.
Предельный выигрыш
Задача:
Компания выпускает мужское белье. Кривая спроса на него приведена на рисунке.
Проанализировать вариант продаж, при котором товар продается в упаковках по 3 комплекта в каждой.
Сколько готов будет заплатить типичный потребитель за такую упаковку?
Вариант решения:
Пусть цена 1 комплекта -200 руб.
Продав 3 комплекта компания получит 600 руб., а потребительский выигрыш составит 0.5 х (3х200)=300 руб.
Какую цену разумно назначить, чтобы минимизировать потребительский выигрыш и максимизировать доход компании?