Затраты предприятия на поддержание своих основных средств в рабочем состоянии могут занимать большую долю в его расходах. Следует оценить обоснованность и целесообразность расходов предприятия на реконструкцию и модернизацию основных средств, так как эти расходы согласно нормативным документам увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, а, значит, будут в дальнейшем амортизироваться и увеличивать расходы предприятия.
Проверка операций по ремонту основных средств должна включать:
1.Наличие на проведенный хозяйственным способом ремонт основных средств смет затрат, а также всех первичных документов, подтверждающих затраты предприятия на ремонт правильность записей на счетах расходов и их соответствие данным этих первичных документов.
2.Если предприятие производило в отчетном периоде реконструкцию или модернизацию основных средств, то проверяют, отражены ли такие затраты как увеличение первоначальной стоимости реконструированного объекта. Согласно П(С)БУ 7 такие расходы должны формироваться на счете 152 «Приобретение (изготовление) основных средств», а затем списываться в Дт 10.
3. Если ремонт выполняла подрядная организация, то подтверждением расходов и правильности оплаты подрядчику должны быть: договор с подрядной организацией; смета затрат; акт приемки выполненных работ; платежные документы о перечислении подрядчику стоимости ремонтных работ. Аудитор проверят действительно ли все затраты предприятия на ремонт включены в расходы предприятия без НДС.
Аудитор проверяет записи по дебету счета 152 по корреспондирующим счетам, а также подтверждение отраженных расходов первичными и платежными документами.
Правильность начисления амортизации проверяется с разных точек зрения в бухгалтерском и налоговом учете. При проверке операций начисления амортизации в бухгалтерском учете аудитору необходимо учитывать следующее:
1. В бухгалтерском учете износ начисляется, как по производственным, так и по непроизводственным основным средствам. Износ не начисляется только по объектам находящимся на реконструкции, модернизации или консервации.
2.Аудитор должен изучить учетную политику предприятия на отчетный период в отношении методов начисления амортизации по разным группам основных средств с точки зрения их целесообразности и влияние фактически начисленных сумм амортизации на величину расходов предприятия, а, значит, и на финансовый результат работы.
3. Проверяют наличие ведомости начисления амортизации, правильность расчета сумм амортизации и отражение в учете в зависимости от места нахождения оборудования на различных счетах расходов.
4.Аудитор должен проверить правильность формирования расходов на амортизацию основных средств и в налоговом учете. К особенностям налогового учета амортизации основных средств, соблюдение которых должен проверить аудитор, относятся:
- не должна начисляться амортизация по непроизводственным основным средствам;
- начисление амортизации от балансовой стоимости основных средств, которая включает в себя расходы, связанные с приобретением и модернизацией основных средств и одновременно корректируется на сумму начисленной амортизации;
- предприятия обязаны использовать утвержденные нормы амортизации для каждой группы основных средств;
- амортизация по основным средствам, внесенным в Уставный капитал, начисляется только в том случае, если эти объекты используются в производственной деятельности предприятия.