- факт поступления на предприятие объектов основных средств;
- оплату поставщику;
- правильность оценки поступивших основных средств;
- наличие и правильность оформления первичной документации по основным средствам (актов приема-передачи, инвентарных карточек);
- правильность отражения в бухгалтерском учете оприходования объекта основных средств.
Проверка включает:
1. Основанием для взятия объекта основных средств на баланс предприятия может быть только утвержденной формы акт приема-передачи. Надо проверить:
- наличие актов приема–передачи по поступившим основным средствам независимо от источника поступления;
- наличие актов приемки выполненных работ по объектам основных средств, сооруженным предприятием хозяйственным или подрядным способом.
2. Проверяют правильность формирования первоначальной стоимости основных средств в зависимости от источника поступления (П(С)БУ 7):
- все затраты, связанные с приобретением основных средств (на основании первичных документов) должны вначале собираться на счете 152 «Приобретение (изготовление) основных средств», а затем сформированная на счете 152 первоначальная стоимость основных средств, при вводе их в эксплуатацию списывается в дебет соответствующего субсчета к счету 10 «Основные средства» бухгалтерской записью: Дт 10 «Основные средства» и Кт 152 «Приобретение (изготовление) основных средств».
- При безвозмездном получении основных средств предприятие обязано оприходовать их по справедливой стоимости на дату получения. На эту стоимость должно быть показано увеличение безвозмездно полученных активов предприятия (дополнительный капитал) проводкой: Дт 10 «Основные средства» и Кт 424 «Безвозмездно полученные необоротные активы». Аудитору необходимо проверить, действительно ли затем в бухгалтерском учете производилось постепенное списание этой суммы в доход предприятия по мере начисления амортизации записью: Дт 424 и Кт 745 «Доход от безвозмездно полученного имущества». В налоговом учете на всю сумму безвозмездно полученных основных средств предприятие должно отразить валовой доход.
- Если предприятие самостоятельно сооружает основные средства, то их первоначальная стоимость должна формироваться с учетом всех понесенных предприятием расходов на счете 152 (без НДС). Аудитор должен уточнить имеются ли у предприятия все первичные и бухгалтерские документы, которые подтверждают произведенные расходы.
- По объектам, возведенным подрядной организацией, первоначальная стоимость формируется на основании актов приемки выполненных работ и уплаченных подрядчику сумм согласно документам. Аудитор должен проверить это.
- По основным средствам, поступившим как взнос учредителей в уставный капитал, стоимость определяется по согласованию с учредителями, но не должна превышать справедливую стоимость. Налогового кредита у предприятия в этом случае также нет, так как нет налоговой накладной.
Основные средства могут выбывать в результате:продажи, ликвидации и безвозмездной передачи. Каждая из этих операций влияет на формирование доходов и расходов предприятия.
Поэтому аудитор должен убедиться:
- в законности целесообразности операций выбытия основных средств (учитывая и изменения в основном капитале предприятия);
- наличии первичных документов (акты приема–передачи основных средств)
- правильности их отражения в налоговом и бухгалтерском учете;
- в правильности формирования доходов и расходов по выбытию основных средств.
В порядок отражения в бухгалтерском учете операций продажи основных средств внесены значительные изменения П(С)БУ 27 «Необоротные активы, удерживаемые для продажи, и прекращенная деятельность». Внесенные в отражение в учете операций продажи основных средств изменения вызваны необходимостью выполнения одного из принципов ведения учета и составления финансовой отчетности – принципа превалирования сущности над формой. В соответствии с П(С)БУ 7 «Основные средства» объект признается активом и включается в состав основных средств если его использование принесет предприятию в будущем экономическую выгоду и его стоимость может быть достоверно определена. Но когда на предприятии принимается решение о продаже такого объекта, то объект изменяет свою сущность и становится для предприятия товаром для продажи. Поэтому введен счет 286 «Необоротные активы и группы выбытия, удерживаемые для продажи», на который списывается объект основных средств для дальнейшей продажи.
Аудитор проверяет наличие в учете по операциям продажи основных средств в учете следующих записей:
1. Списывается накопленный износ по объекту основных средств, предназначенному для продажи: дебет 131 «Износ основных средств» и кредит 10 «Основные средства»;
2. Переведен объект основных средств, предназначенный для продажи, из состава основных средств в товары: дебет 286 «Необоротные активы и группы выбытия, удерживаемые для продажи» и кредит 10 «Основные средства» (на остаточную стоимость объекта);
2. Отгружен объект покупателю (на продажную стоимость): дебет 680 «Расчеты, связанные с необоротными активами» и кредит 742 «Доход от восстановления полезности активов»;
3. Отражается себестоимость проданного объекта (остаточная стоимость): дебет 972 «Потери от уменьшения полезности активов» и кредит 286 «Необоротные активы и группы выбытия, удерживаемые для продажи»;
4. Поступили платежи покупателей за основные средства: дебет 311 «Текущий счет в национальной валюте» и кредит 680 «Расчеты, связанные с необоротными активами»;
5. Отражена сумма налога на добавленную стоимость от продажной стоимости реализованного объекта: дебет 742 «Доход от восстановления полезности активов» и кредит 641 «Расчеты по налогам»;
6. Отражен финансовый результат реализации объекта основных средств:
- дебет 742 «Доход от восстановления полезности активов» и кредит 71 «Прочий операционный доход»;
- дебет 71 «Прочий операционный доход» и кредит 972 «Потери от уменьшения полезности активов».
Затем сальдо счета 71 «Прочий операционный доход» (доход или убыток) будет перечислено на счет 793 «Результат прочей обычной деятельности».
По операциям ликвидации основных средств проверяют:
1. Наличие приказа на ликвидацию и ее целесообразность.
2. Наличие актов ликвидации с указанием причины и состава комиссии и всех документов, подтверждающих доходы и расходы, связанные с ликвидацией.
3. Правильность отражения в учете операций, связанных с ликвидацией основных средств:
а) на сумму начисленного износа: Д 131 и К 10
б) на остаточную стоимость ликвидируемого объекта: Д 976 и Кт 10
в) на сумму различных дополнительных затрат предприятия, вызванных ликвидацией объекта: Дт 976 и Кт 685, 661, 65
г) на сумму полученных доходы в виде запчастей, стоимости сданного металлолома, сырья, материалов: Дт 201, 207, 377 и Кт 746 .
Если ликвидируется объект основных средств до полного износа (например, по причине замены или модернизации оборудования), то аудитор проверяет правильность отражения налоговых обязательств и уплаты НДС.