точки зрения организация представляет собой группу лиц взаимодействующих друг с другом ради достижения общей цели с помощью правовых и прочих условий.
1. Наличие цели, которая определяет смысл существования любой организации, а также упорядоченность и достаточно четкую направленность ее действий.
2. Наличие некоторого числа участников, которые, дополняя друг друга, объединяют усилия и способствуют реализации цели.
3. Наличие внутреннего координирующего центра.
4. Наличие саморегулирования.
5. Обособленность организации, то есть наличие внешних границ.
6. Организационная культура.
7. Наличие вертикального и горизонтального разделения труда.
Миссия и цели организации.
Стратегическое видение
Миссия
Цели
Основной вектор развития организации задают стратегическое видение, миссия и цели, которые представляют собой фундаментальную основу.
Стратегическое видение представляет собой обобщенное, абстрактное представление менеджера о том каким является итог развития организации, то есть некое идеализированное представление ее будущего состояния и уровня развития. Стратегическое видение характеризуется тремя основными признаками:
1. абстрактность
2. субъективность
3. принципиальная недостижимость
Миссия – определяет смысл, то есть предназначение или главную цель функционирования любой организации. Миссия всегда ориентируется на внешнюю среду, поскольку в то числе служит для позиционирования организации. Миссия должна содержать:
1. Характеристику деятельности организации.
2. Категорию клиентов, на которых эта деятельность рассчитана.
Миссию желательно формулировать в виде одной емкой фразы.
Цели организации представляют собой конкретные результаты деятельности, которые должны быть достигнуты к определенному моменту в будущем.
Структура организации – архитектоника, строение, наличие отдельных частей и соотношений между ними, типы взаимодействий между ними.
На техническом уровне менеджеры занимаются ежедневными операциями и действиями необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов производства.
На управленческом уровне менеджеры заняты координацией и управлением деятельности.
На институциональном уровне менеджеры занимаются разработкой долгосрочных планов, формулированием целей, адаптацией организации к внешней среде.
Технология – способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги, механизм работы организации по превращению исходных элементов труда в готовые результаты, являющиеся целью организации.
Тип используемой технологии задает несколько важных параметров, определяющих особенности самих исполнителей. Среди этих параметров – тип совместной деятельности, характерный для той или иной технологии, что косвенно влияет на отбор людей, обладающих психологическими свойствами и особенностями.
Тип совместной деятельности – способ взаимодействия в рамках коллективного решения задач и проблем.
1. Совместно-взаимодействующий тип. Характеризуется обязательностью участия каждого в решении общей задачи, интенсивность труда исполнителя примерно одинакова, особенности деятельности мало изменчивы.
2. Совместно последовательный тип. Отличается от предыдущего временным распределением порядка участия каждого в работе.
3. Совместно-индивидуальный тип. Взаимодействие между участниками труда минимизируется, каждый исполнитель выполняет свой объем работ, специфика деятельности задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого.
4. Совместно-творческий тип.
Особенности персонала действующего в разных типах взаимодействия
1. Высокая ориентация на коллективные цели, приверженность авторитету лидера, ориентация на групповые нормы и ценности. Такие технологии реализуются в добывающих отраслях, с/х.
2. Высокая технологическая дисциплинированность. Такие технологии характерны для сложного промышленного производства, обрабатывающей промышленности.
3. Ориентация на индивидуальные достижения, инициатива.Характерны для современных наукоемких производств, сложных технологий.
4. Обладание ярко выраженной ориентацией на сотрудничество со специалистами разных областей, гибкость смены позиций. Сфера науки и искусства.
Финансы
Финансы – все денежные и другие средства, которыми располагает или которые может привлечь организация для выполнения собственной цели.