Организация должна определить и обеспечить необходимые ресурсы для реализации своих целей и задач, в том числе в области качества и выполнения требований потребителей.
Имеются в виду все виды ресурсов - человеческие, инфраструктура, производственная среда, финансовые средства.
Наибольшее внимание стандарт ISO 9001:2008 уделяет человеческим ресурсам, поскольку компетентность и отношение к труду персонала в основном и определяют качество продукции.
Управление персоналом преимущественно основано на следующих технологиях:
1. распределение ответственности и полномочий;
2. управление квалификацией;
3. управление мотивацией.
Наибольшую сложность для многих организаций представляет именно управление квалификацией персонала.
В соответствии с данным стандартом организация должна:
· определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество продукции;
· обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия с целью удовлетворения этих потребностей;
· оценивать результативность принятых мер;
· обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества;
· поддерживать в рабочем состоянии соответствующе записи об образовании, подготовке, навыках и опыте персонала.
В организации должны быть установлены критерии компетентности персонала, осуществляющего различные виды деятельности, влияющие на качество продукции: необходимое образование, квалификация, наличие специальных допусков, сертификатов, лицензий, специальной подготовки, разряды рабочих.
Оценка компетентности персонала может осуществляться при приеме персонала на работу и при периодической оценке компетентности. Последнее может производиться либо для подтверждения квалификации, либо для ее повышения путем аттестации, сертификации персонала, квалификационных экзаменов и т. д.
Существенную помощь в решении этой задачи может оказать табличное представление «Квалификационной матрицы» и матрицы «Знания и навыки, требуемые исходя из роли в процессах».
B квалификационной матрице проводится оценка по следующим категориям (как правило - строки «Квалификационной матрицы»).
Общие Компетенции
Стратегическое видение.
· Долгосрочное планирование.
· Стратегическое управление.
· Лидерство в осуществлении стратегического видения.
· Умение строить партнерские отношения.
· Навык планирования и организации работы.
· Развитие команды/командное лидерство.
· Умение видеть причины проблемных ситуаций.
· Умение быстро принимать решения.
· Умение решать проблемы.
· Стремление к самообразованию.
· Умение подавать информацию.
· Знание техники безопасности.
· Трудовая дисциплина.
· Качество/постоянное самообразование.
· Ориентация на клиента.
· Умение работать в команде.
· Ориентация на результат.
· Инициативность.
· Добросовестность, ответственность, уважение.
Профессиональные знания и навыки
· Инженерное образование
· Экономическое образование и т.п.
Для каждой категории оценка состоит из параметров (как правило - столбцы «Квалификационной матрицы»):
· требования;
· соответствие;
· мероприятия по развитию;
· отметка о выполнении;
· оценка результативности.
При составлении матрицы «Знания и навыки, требуемые исходя из роли в процессах»составляется перечень процессов (табл. 1) и для каждого процесса (функции) сотруднику определяется:
1. роль (например Р- руководит; П- проверяет; О- отвечает, непосредственно выполняет работу; У- участвует в выполнении работы; И- получает инормацию о выполнении работы);