Первые представления о длине у детей возникают задолго до школы. К началу обучения в школе дети выделяют без ошибок линейную протяжённость (длина, ширина). Они правильно устанавливают отношения: длиннее – короче, шире – уже. Важным шагом в формировании понятия длины является знакомство с прямой линией и отрезком как носителем линейной протяжённости. Сравнивая отрезки на глаз дети получают представление о равных и не равных отрезках.
На следующем этапе происходит знакомство с первой единицей измерения отрезков – см.
Для этого можно использовать мультфильм «38 попугаев» или предложить детям различные упражнения на сравнение длины предметов на глаз, где невозможно наложить один предмет на другой.
В этом случае подводим детей к выводу, что нужно выбрать единицу измерения.
В результате выполнения практической работы дети сами приходят к выводу о том, что результат измерения длины может меняться в зависимости от выбранной единицы измерения.
Чтобы дети получали наглядные представления о см выполняется ряд упражнений: изготовление модели см, вычерчивание отрезка длиной 1 см по клеточкам.
Далее учащиеся знакомятся с измерением отрезков (необходимо, чтобы начало отрезка совпадало с нулём).
Позднее при изучении нумерации чисел в пределах сотни вводятся новые единицы измерения: дм, м, а позднее с мм и км.
При изучении каждой новой единицы измерения устанавливаются соотношения и к концу изучения мер длины составляется и заучивается наизусть таблица.
1 см = 10 мм
1 дм = 10 см = 100 мм
1 м = 10 дм = 100 см
1 км = 1000 м
Учащиеся сравнивают именованные числа (3 см и 4 см), преобразуют именованные числа (3 дм 5 см = 35 см), выполняют действия с именованными числами.