Ознакомление с задачей нового вида состоит из следующих этапов:
1) Восприятие задачи и её осмысление. Ознакомиться с содержанием задачи, представить ситуацию, отражённую в задаче. Читают задачу, как правило, дети. Очень важно научить детей правильно читать задачу. То есть сделать ударение на числовых данных и на словах, которые определяют выбор действия. Если в тексте задачи встретятся непонятные слова, их надо пояснить.
2) Поиск решения задачи (разбор, составление плана). После ознакомления с содержанием задачи ученики должны выделить величины, входящие в задачу, данные и искомые числа, установить связи между данными и искомым и на этой основе выбрать соответственные арифметические действия.
При введении задачи нового вида поиском решения руководит учитель, а затем учащиеся выполняют это самостоятельно.
В том и другом случае используются специальные приёмы, которые помогают детям вычленить величины, данные и искомые числа.
К таким приёмам относятся моделирование задачи, повторение задачи, разбор и составление решения задачи.
3) Запись решения задачи и ответа. Может производиться различными способами. Задача: маляру надо покрасить в одной квартире 6 дверей, в другой 4. Он покрасил 7 дверей. Сколько дверей осталось покрасить маляру?
1способ: запись решения по действиям с пояснением.
1) 6 + 4 = 10 (д.) – надо покрасить.
2) 10 -7 = 3 (д.) – осталось покрасить.
Ответ: 3 двери осталось покрасить.
Запись решения математическим выражением:
(6 + 4) – 7 = 3 (д.)
Записи решения по действиям с вопросами:
1) Сколько всего дверей надо покрасить? 6 + 4 = 10 (д.)
2) Сколько дверей осталось покрасить? 10 – 7 = 3 (д.)
Ответ: 3 двери.
Запись решения постепенным составлением уравнения с пояснением:
Х дверей – осталось покрасить
7 + х и 6 + 4 – всего дверей
Количество дверей равное
Составим уравнение:
7 + х = 6 + 4
7 + х = 10
Х = 10 – 7
Х = 3
4) Работа над задачей после её решения.
1. если задача записывалась по действиям, то можно записать её решение с помощью математического выражения.
2. решение другим способом (в составной задаче)
3. варьирование данных, условия и вопроса.
4. составление обратной задачи (сколько данных)
5. проверка решения задачи – проводится с целью установления правильности решения.