В контексте взаимодействия открытых систем на основе указанных свойств можно определить группы характеристик, привязав их к специфике многоуровневого взаимодействия. В результате можно прийти к следующей классификации характеристик:
• временные характеристики — задержки, время появления и продолжительность выполнения процессов передачи и обработки информации;
• характеристики производительности — загруженность оборудования, скорость передачи, алгоритмы обработки информации, и т. д.;
• характеристики связности — временная, пространственная и протокольная согласованность передачи, приема и обработки информации;
• характеристики целостности — устойчивость, достоверность и точность передачи и обработки информации;
• характеристики сохранности — объем, продолжительность и способ хранения информации;
• характеристики безопасности — различные аспекты защиты информации, управления доступом, аутентификации;
• характеристики надежности — устойчивость к неисправностям, время восстановления и т.д.
Формирование по результатам контроля интегральных показателей прикладного уровня дает качественное описание предоставляемой услуги (QoS). Такое описание может быть классифицировано по характеристикам надежности, производительной емкости и т. д. и предложено как конечный вид QoS для пользователя и поставщика услуги.
Рис.8.2 - Модель структуризации параметров взаимодействия в окружении OSI
Здесь параметры нижних уровней модели области целей контроля будут включать:
• параметры непрерывности, которые определяют среду распространения, как с позиций возможности передачи, так и с позиций обеспечения требуемого QoS, позволяя установить степень, факторы и место деградации ее качества;
• параметры состояний, которые характеризуют соответствие контролируемого объекта паспортным данным (спецификациям) как в статическом, так и в динамическом режимах;
• параметры взаимодействия, которые характеризуют соответствие контролируемого объекта требованиям его протокольного взаимодействия с объектом, отвечающим тем же нормативным документам, иными словами, служат установлению степени совместимости телекоммуникационного оборудования.
Представим предметную область рассмотренной модели контроля качества семиуровневой моделью открытой информационной системы. При этом области целей и методов контроля изменим в соответствии с целями и методами исследования этого объекта, добавив в последнем случае уровни диагностирования и прогнозирования поведения системы.
Развернутая предметная модель контроля приведена на рис. 8.3.
Рис. 8.3. Обобщенная модель контроля открытых систем
Таким образом, модель качества услуг в телекоммуникациях и связи позволяет рассмотреть вопросы QoS на всех стадиях его обеспечения, начиная от разработки предоставляющего услугу объекта, собственно услуги и установления соглашений до управления различными сетевыми аспектами с целью достижения требуемого качества услуг. Последняя, по сути, является набором правил и функций управления показателями QoS, и реализуется путем воздействия на определенные события, допуская возможность сосредоточения на отдельных аспектах услуги, например, на скорости передачи данных, безопасности и т. д. Поэтому любой из этих аспектов подразумевает определение QoS, формирование и передачу информации о QoS и представление QoS.
Так как распределенная информационная система, в общем случае может быть представлена пятью основными составляющими: предметной (enterprise), информационной (in-I formation), алгоритмической (algorithmic), конструкторской (engineering) и технологической (technology), каждая из которых характеризуется функциональностью, доступностью, совместимостью, управляемостью, защищенностью, то каждая из этих составляющих оказывает влияние на результирующее качество услуг. Показано, что данные характеристики могут определяться путем соответствующих измерений, анализа, тестирования, мониторинга и контроля, что позволило представить обобщенную модель исследования любой информационной системы в трехмерном виде с поверхностями, отражающими область, цель и метод контроля применительно к тому или иному аспекту исследования, в данном случае — качеству обслуживания — QoS в электросвязи, и составляющими модели в виде секущих плоскостей соответствующих поверхностей.