Обратите внимание на краткость тела основной программы и на прозрачность действий внутри функции. Формальные параметры A и B, используемые в подпрограмме, не имеют никакого отношения переменным A и B, описанным в основной программе.
Существует два способа передачи фактических параметров в подпрограмму: по значению и по ссылке. В первом случае значение переменной-фактического параметра при вызове подпрограммы присваивается локальной переменной, являющейся формальным параметром подпрограммы. Что бы потом ни происходило с локальной переменной, это никак не отразится на соответствующей глобальной. Для одних задач это благо, но иногда требуется произвести в подпрограмме действия над самими переменными, указанными в качестве фактических параметров. На помощь приходит второй способ. Происходит следующее: при обращении к подпрограмме не происходит формирования локальной переменной-формального параметра. Просто на время выполнения подпрограммы имя этой локальной переменной будет указывать на ту же область памяти, что и имя соответствующей глобальной переменной. Если в этом случае изменить локальную переменную, изменятся данные и в глобальной.
Передача параметров по ссылке отличается тем, что при описании подпрограммы перед именем переменной-формального параметра ставится служебное слово Var. Теперь использование в качестве фактических параметров выражений или непосредственных значений уже не допускается - они должны быть именами переменных.
Еще один классический пример. Задача: "Расположить в порядке неубывания три целых числа".
Program Pr; Var S1,S2,S3 :Integer; Procedure Swap(Var A,B: Integer);{Процедура Swap с параметрами-переменными} Var C : Integer; {C - независимая локальная переменная} Begin C:=A; A:=B; B:=C {Меняем местами содержимое A и B} End; Begin
Writeln('Введите три числа'); Readln(S1,S2,S3); If S1>S2 Then Swap(S1,S2); If S2>S3 Then Swap(S2,S3); If S1>S2 Then Swap(S1,S2); Writeln('Числа в порядке неубывания:V',S1,S2,S3)
Работа с файлами
Тип-файл представляет собой последовательность компонент одного типа, расположенных на внешнем устройстве (например, на диске). Элементы могут быть любого типа, за исключением самого типа-файла. Число элементов в файле при описании не объявляется. Работа с физическими файлами происходит через так называемые файловые переменные.
Для задания типа-файла следует использовать зарезервированные слова File и Of, после чего указать тип компонент файла.
Пример: Type
N = File Of Integer; {Тип-файл целых чисел} C = File Of Char; {Тип-файл символов}
Есть заранее определенный в Паскале тип файла с именем Text. Файлы этого типа называют текстовыми.
Введя файловый тип, можно определить и переменные файлового типа: Var
F1 : N; F2 : C; F3 : Text;
Тип-файл можно описать и непосредственно при введении файловых переменных: Var Z : File Of Word;
Файловые переменные имеют специфическое применение. Над ними нельзя выполнять никаких операций (присваивать значение, сравнивать и т.д.). Их можно использовать лишь для выполнения операций с файлами (чтение, запись и т.д.).
Элементы файла считаются расположенными последовательно, то есть так же, как элементы линейного массива. Отличие же состоит в том, что, во-первых, размеры файла могут меняться, во-вторых, способ обращения к элементам совсем другой: невозможно обратиться к произвольному элементу файла; элементы его просматриваются только подряд от начала к концу, при этом в каждый момент времени доступен только один элемент. Можно представить себе, что для каждого файла существует указатель, показывающий в данный момент на определенный компонент файла. После проведения операции чтения или записи указатель автоматически передвигается на следующий компонент.
Перед тем, как осуществлять ввод-вывод, файловая переменная должна быть связана с конкретным внешним файлом при помощи процедуры Assign.
Имя файла задается либо строковой константой, либо через переменную типа Sting. Имя файла должно соответствовать правилам работающей в данный момент операционной системы. Если строка имени пустая, то связь файловой переменной осуществляется со стандартным устройством ввода-вывода (как правило - с консолью).
После этого файл должен быть открыт одной из процедур: Reset(<Имя файловой переменной>); Открывается существующий файл для чтения, указатель текущей компоненты файла настраивается на начало файла. Если физического файла, соответствующего файловой переменной не существует, то возникает ситуация ошибки ввода-вывода.
Rewrite(<Имя файловой переменной>); Открывается новый пустой файл для записи, ему присваивается имя, заданное процедурой Assign. Если файл с таким именем уже существует, то он уничтожается.
После работы с файлом он, как правило, должен быть закрыт процедурой Close. Close(<Имя файловой переменной>);
Это требование обязательно должно соблюдаться для файла, в который производилась запись.
Теперь рассмотрим непосредственную организацию чтения и записи.
Для ввода информации из файла, открытого для чтения, используется уже знакомый вам оператор Read. Правда, в его формате и использовании вы заметите некоторые изменения: Read(<Имя файловой переменной>, <Список ввода>); Происходит считывание данных из файла в переменные, имена которых указаны в списке ввода. Переменные должны быть того же типа, что и компоненты файла.
Вывод информации производит, как можно догадаться оператор Write(<Имя файловой переменной>, <Список вывода>);
Данные из списка вывода заносятся в файл, открытый для записи. Для текстовых файлов используются также операторы Readln и Writeln с соответствующими дополнениями, относящимися к файловому вводу-выводу. Любопытно, что вывод данных на монитор и ввод с клавиатуры в языке Паскаль тоже являются действиями с файлами. Они даже имеют свои предопределенные файловые переменные текстового типа: Output и Input соответственно. Переменная Output всегда открыта для записи, Input - для чтения. Если не указывать файловые переменные в операторах ввода-вывода (придем к формату, рассмотренному в теме "Операторы ввода-вывода"), то в случае записи по умолчанию выбирается файл Output, в случае чтения - Input. Как вы знаете, любой файл конечен и продолжать чтение из него информации можно лишь до определенного предела. Как этот предел установить? Проверить, окончен ли файл, можно вызовом стандартной логической функции Eof(<Имя файловой переменной>) Она вырабатывает значение True, если файл окончен, и False - в противном случае.
Решим следующую задачу: "Написать программу, которая вводит с клавиатуры список фамилий учащихся, а затем распечатывает его, кроме тех учащихся, у которых фамилия начинается с буквы 'Ш'".
Так как заранее количество данных не известно, то для их хранения используем файл. Тип элементов - строковый.
Program L; Var
I,N : Integer; F : File Of String; S : String;
Assign(F,'Spis.lst'); {Связываем переменную F с файлом Spis.lst} Writeln('Введите количество учащихся'); Readln(N); {Вводим количество учащихся} Rewrite(F); {Создаем файл для записи в него данных} For I:=1 To N Do {Для всех учащихся} Begin
Writeln('Введите фамилию'); Readln(S); Write(F,S)
End; Close(F); Reset(F); Writeln; Writeln('Список учащихся:'); While Not(Eof(F)) Do Begin
Read(F,S); If S[1]<>'Ш' Then Writeln(S)
End; Close(F)
End.
Указатели и динамические структуры
Статическими называются такие величины, память под которые выделяется во время компиляции и сохраняется в течение всей работы программы.
В Паскале существует и другой способ выделения памяти под данные, который называется динамическим. В этом случае память под величины отводится во время выполнения программы. Такие величины будем называть динамическими. Раздел оперативной памяти, распределяемый статически, называется статической памятью; динамически распределяемый раздел памяти называется динамической памятью.
Использование динамических величин предоставляет программисту ряд дополнительных возможностей. Во-первых, подключение динамической памяти позволяет увеличить объем обрабатываемых данных. Во-вторых, если потребность в каких-то данных отпала до окончания программы, то занятую ими память можно освободить для другой информации. В-третьих, использование динамической памяти позволяет создавать структуры данных переменного размера.
Работа с динамическими величинами связана с использованием еще одного типа данных — ссылочного. Величины, имеющие ссылочный тип, называют указателями.
Указатель содержит адрес поля в динамической памяти, хранящего величину определенного типа. Сам указатель располагается в статической памяти (рис. 38).
Величина ссылочного типа (указатель) описывается в разделе описания переменных следующим образом:
Var <идентификатор>:<ссылочный тип>
В стандарте Паскаля каждый указатель может ссылаться на величину только одного определенного типа, который называется базовым для указателя. Имя базового типа и указывается в описании в следующей форме: