Ключевое значение для успешного контроля сроков исполнения заказов имеет управление логистическим каналом. Управление логистическим каналом представляет собой процесс, посредством которого осуществляется согласование сроков производства и материально-технического снабжения с требованиями рынка. В то же время такое управление каналом позволяет обеспечить адекватный ответ на вызов конкурентов за счет более быстрого реагирования на изменения рыночной ситуации.
Целями управления логистическим каналом являются:
♦ Снижение издержек.
♦ Повышение качества.
♦ Повышение гибкости.
♦ Повышение скорости реагирования.
Достижение этих целей зависит от управления цепью поставок как I единой структурой и от возможностей сокращения протяженности логистического канала и/или повышения скорости его прохождения. При анализе эффективности цепей поставок нередко выясняется, что многие виды деятельности в большей мере способствуют росту издержек, чем I повышению ценности. Например, доставка поддона на склад, его перестановка, загрузка и вывоз со склада никак не способствуют увеличению ценности, а лишь значительно повышают общие издержки. Как уже отмечалось, видами деятельности, увеличивающими ценность, являются такие операции, которые делают товар более привлекательным для покупателей. При том что все виды деятельности неизбежно обеспечивают рост издержек, лишь немногие операции в логистическом канале приводят к повышению ценности. В то же время виды деятельности, не увеличивающие ценность, могут быть устранены без ухудшения полезности товара для покупателя, т. е. таких характеристик, как эффективность, функциональность, качество и воспринимаемая ценность. При анализе общей продолжительности цикла выполнения заказов, от получения заявки до доставки товаров, одна фирма установила, что только 10% общего времени тратилось на операции, увеличивающие ценность, а остальные 90% времени расходовались на действия, способствующие лишь увеличению издержек. На рис. 6.9 показано, как продолжительность видов деятельности, увеличивающих ценность, может превзойти продолжительность видов деятельности, не увеличивающих ценности.
Задача управления каналом заключается в нахождении способов улучшения соотношения между сроками выполнения этих двух типов операций. На рис. б. 10 графически показана задача стратегического управления сроком выполнения заказа: снижение протяженности канала с целью сокращения времени, расходуемого на увеличение издержек.
Управление каналом направлено на устранение «заторов и трещин», возникающих в канале и приводящих к накоплению запасов и снижению скорости реагирования. Причинами возникновения этих препятствий являются удлинение сроков настройки и переналадки оборудования, дефицит ресурсов и мощностей, создание избыточных запасов, последовательная обработка заявок и недостаточная прозрачность канала.
Для совершенствования логистического процесса необходимо сконцентрировать внимание на сроке выполнения заказа в целом, а не на его отдельных составляющих. В частности, особенно внимательно следует проанализировать взаимосвязи между отдельными компонентами. Эти взаимосвязи могут оказаться благодатной почвой для проведения логистического «инжиниринга ценности».
Создание логистической ценности
Многие фирмы инвестировали значительные средства в автоматизацию своих предприятий с целью сокращения сроков производства товаров.
В итоге процессы, для осуществления которых требовалось несколько дней, стали выполняться в течение нескольких часов, а операции, требовавшие нескольких часов, стали осуществляться в считанные минуты. Однако затем оказалось, что многие из таких фирм, инвестировавшие миллионы фунтов в ускорение производственных процессов, тратят теперь по несколько недель на ожидание того момента, когда их продукция, хранящаяся на складе или оптовой базе, начнет поступать к покупателю! Поэтому нам необходимо рассмотреть различные звенья цепи поставок, чтобы понять, как может быть сокращено время выполнения заказа в целом за счет реорганизации структуры логистического канала.
Одно из ошибочных представлений менеджеров заключается в том, что длительные сроки выполнения заказов якобы обеспечивают им надежную защиту от любых неожиданностей. В действительности же все происходит совсем наоборот! Представьте себе гипотетическую ситуацию, в которой компания свела к нулю затраты времени на закупку материалов, производство и доставку товаров. Другими словами, сразу же после получения заявки любой указанный в ней товар моментально изготавливается и доставляется покупателю. В такой ситуации не будет никакой необходимости в прогнозах и запасах и в то же время покупателю может предлагаться более широкий ассортимент изделий!
Хотя достижение нулевого времени выполнения заказа является нереальным, целью любой организации должно быть снижение этого показателя во всех элементах логистического канала до минимально возможного уровня. При этом во многих случаях оказывается возможным найти способы значительного сокращения общего времени выполнения заказа за счет лишь незначительных изменений используемых процедур. Ниже приводятся три примера проведения подобных изменений.
Пример 1 Сортировка на складе и распределение
Компания, снабжающая деталями специалистов по обслуживанию промышленного оборудования, организовала «горячую линию» для срочного заказа запчастей для ремонтируемых устройств. Концепция обслуживания была чрезвычайно простой: получение заказа и подбор деталей днем, отправка вечером, получение и установка утром. Руководство компании было чрезвычайно довольно тем, что такая концепция получила прочную поддержку, и доля деталей, распространявшихся при помощи такого метода, быстро увеличилась до 60%. Однако последующий анализ работы показал, что 70% деталей, отправлявшихся подобным способом, оставались неиспользованными в течение семи дней после их получения. Компания ежегодно несла дополнительные убытки в сумме £100 ООО вследствие плохого управления сроками выполнения заказов, например временем завершения ремонта, которое достигало двух недель, но повсеместно предполагалось равным 24 часам, а также временем доставки запчастей, которое достигало одних суток. Было также установлено, что несрочные отправки, осуществлявшиеся в течение 24 часов, время от времени задевали интересы клиентов, которые в действительности требовали быстрого обслуживания за счет временного изъятия необходимых деталей из запасов компании.
Здесь приведено лишь несколько примеров сроков выполнения заказов, связанных с системой управления компанией. Во всех рассмотренных случаях возможности сокращения издержек и улучшения обслуживания покупателей за счет совершенствования управления сроками выполнения заказов являются весьма значительными.
Эти примеры подтверждают вывод о том, что каждый компонент срока выполнения заказа может анализироваться напрямую или в виде Результатов своего влияния на работу предприятия в целом. Результаты такого анализа позволят гарантировать, что фирма извлекает максимальную ценность из использования своих активов и эффективного обслуживания своих покупателей.
Все эти выводы выглядят вполне очевидными. Но почему же тогда компании не реализуют эти идеи более активно? Это объясняется следующими четырьмя причинами:
♦ Немногие руководители могут охватить взглядом весь процесс от начала и до конца логистического канала. В результате на существующий порядок вещей влияют интересы исполнителей, желание защитить функциональные границы и недостаток понимания последствий, возникающих в различных точках данного процесса
♦ Инициативы по проведению изменений носят в основном функциональный характер и редко учитывают общие издержки системы. Так, например, производство, основанное на поставках «точно в срок», может просто переместить запасы назад к поставщикам или вперед, в склады готовой продукции. Иногда это может фактически увеличить общие издержки и уменьшить гибкость.
♦ Сроки выполнения заказов «защищаются» заинтересованными лицами в качестве средств обеспечения «передышки» и предоставления скрытой гибкости на случай необходимости экстренного реагирования. Сроки выполнения заказов для отдельных функций неизбежно содержат определенные резервы, и там, где эти резервы учитываются производственными системами компаний, они получают необходимую легализацию.
♦ Системы содержат сроки выполнения заказов в качестве параметров, которые воспринимаются как данность. Некоторые исполнители осмеливаются оспаривать базовые принципы применения компьютерных систем в бизнесе — гораздо меньшую точность, с которой они выполняют эту задачу. В результате системы регулярно используют устаревшие или несоответствующие данные об ограничениях сроков поставок, которые не пересматриваются в течение нескольких лет.
Дефицит времени выполнения заказа
Большинство организаций сталкиваются со следующей фундаментальной проблемой: время, затрачиваемое на закупку материалов, производство и доставку готового товара, оказывается больше того времени, которое покупатель готов затратить на ожидание завершения этих процессов'
В этом заключается суть понятия дефицита времени выполнения заказа.
На рис. 6.11 дается графическое пояснение рассмотренной выше проблемы.
Период выполнения заказа покупателя определяется интервалом времени между моментом подачи заявки и ожидаемым моментом получения необходимого товара. Этот период определяет максимальное время, имеющееся для выполнения заказа. В одних случаях он может исчисляться месяцами, а в других — всего несколькими часами.
Очевидно, что на готовность покупателя ждать выполнения заявки будут влиять условия конкуренции на рынке и особенности товара. Так, например, покупатель может согласиться ожидать поставки специальной модели автомобиля в течение нескольких недель, но вряд ли захочет ждать получения комплекта новых покрышек более одного дня.
На готовность покупателя ждать выполнения заявки будут влиять условия конкуренции на рынке и особенности товара.
В организациях традиционного типа единственный способ устранения разрыва между логистическим временем выполнения заказа (т. е. временем завершения процесса, начинающегося с закупки сырья и заканчивающегося доставкой товара) и временем выполнения заказа покупателя (т. е. срока, в течение которого он готов ждать выполнения заявки) заключается в использовании имеющихся запасов. Обычно это подразумевает использование прогнозов. Поэтому способ, которым Решают данную проблему большинство компаний, заключается в получении прогноза потребностей рынка и создании запасов с учетом ожидаемого спроса. К сожалению, весь наш опыт говорит о том, что каким бы сложным ни был метод прогнозирования, результат его применил всегда бывает далек от совершенства. Считается, что все ошибки прогнозирования в конце концов и порождают проблему запасов - как чересчур больших, так и чересчур малых!
Хотя повышение точности прогнозов всегда является желательным, может оказаться, что решение рассматриваемой проблемы будет заключаться не в направлении дополнительных сил и средств на совершенствование методов прогнозирования, а в сокращении дефицита времени выполнения заказа.
Компания, которая добивается полного соответствия между логистическим временем выполнения заказа и сроком выполнения заказа, требуемым покупателем, не нуждается ни в прогнозах, ни в запасах.
Задача управления логистикой как раз и заключается в поиске средств сокращения или полной ликвидации разрыва между этими двумя сроками выполнения заказа (см. рис. 6.12).
Сокращение этого разрыва может быть достигнуто за счет уменьшения логистического времени выполнения заказа (временной протяженности логистического канала) при одновременном увеличении периода выполнения заказа покупателя за счет более раннего получения информации о его потребностях. Последняя цель, в свою очередь, может быть достигнута за счет повышения прозрачности спроса.
Вывод к вопросу 3: Управление логистическим каналом представляет собой процесс, посредством которого осуществляется согласование сроков производства и материально-технического снабжения с требованиями рынка. Целями управления логистическим каналом являются: снижение издержек, повышение качества, повышение гибкости, повышение скорости реагирования.
ВЫВОДЫ
1. В условиях сокращения жизненных циклов товаров, изменчивости спроса и непрерывного обострения конкуренции способность к повышению мобильности приобретает решающее значение. Это относится не только к сокращению сроков вывода новых товаров на рынок, но и уменьшению времени удовлетворения существующего спроса. Поскольку современные рынки становятся все более чувствительными к фактору времени, так же как и к фактору цены, то возникает необходимость поиска таких логистических решений, которые бы обеспечивали более высокое быстродействие при меньших издержках.
2. Сокращение временной протяженности логистического канала позволяет увеличить скорость реакции и одновременно снизить издержки цепи поставок. Ключевое значение для достижения этой двуединой цели имеет концентрация усилий на сокращении времени, не обеспечивающее увеличение ценности, и в особенности времени, расходуемого на хранение запасов. В то время как в прошлом логистические системы были в значительной мере зависимыми от точности прогнозов, что порождало большое количество известных проблем, в настоящее время основное внимание уделяется сокращению времени выполнения заказов.
3. Управление временем выполнение заказов сталкивает с неизбежностью создания резервных запасов в каждом звене цепи поставок. Удобное практическое правило позволяет приблизительно определить величину этих резервных запасов равной квадратному корню из протяженности логистического канала. Решение подобных проблем и обеспечение своевременной реакции из изменения спроса требуют принципиально нового подхода к управлению сроками выполнения заказов.
4. Управление логистическим каналом представляет собой процесс, посредством которого осуществляется согласование сроков производства и материально-технического снабжения с требованиями рынка. Целями управления логистическим каналом являются: снижение издержек, повышение качества, повышение гибкости, повышение скорости реагирования.