Все три финансовых документа, составленных на основе единого массива информации, взаимосвязаны между собой, что и отражает приведенный ранее рисунке 1. Прогнозный баланс описывает финансовое состояние предприятия в определенный момент времени. Он показывает накопленный эффект от принятых ранее решений и включает в себя прибыли/убытки за предыдущие периоды. План прибылей и убытков сопоставляет доходы и расходы за определенный период времени. Он подробно описывает элементы, на основе которых формируется чистая прибыль/убыток после уплаты налогов. План денежных потоков отражает изменения в активах, пассивах и в собственном капитале в течение определенного периода, которые произошли в результате принятия управленческих решений по инвестициям, производственной и финансовой деятельности.
Контрольные вопросы к Лекции 12
1. Финансовый план предприятия – это
2. Финансовый план включает в себя разработку трех основных финансовых документов:
3. Поступления денежных средств от покупателей за продукцию, прочие поступления от текущей деятельности, а также выплаты денежных средств поставщикам, работникам, уплату налогов и прочих платежей, относятся к денежным потокам от:
4. Денежный поток от какой деятельности отражает платежи за приобретенное оборудования, а также поступления от реализации активов, которые не используются в производстве.
5. Документ, отражающий состояние активов и пассивов предприятия на конец года - это
ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
План:
1. Понятие системы.
2. Понятие окружающей среды, цели системы.
3. Понятие, которые характеризуют строение и функционирование систем: элемент, связь, структура, функция, состояние, поведение, процесс, равновесие, устойчивость, развитие.
4. Описание (спецификация систем).
1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ
Понятие системы до сегоднышнегог дня остается во многом интуитивным, и разные люди вкладнывают в это понятие далеко не одинаковый смысл.
1. В первых определениях в той или другой форме указывалось на то, что система – это элементы (компоненты, части) aiи связи (отношения) rj между ними:
(1.1)
или
, (1.1.а)
где А = {аi}, R = {rj}.
Так, Л. фон Берталанфи определял систему как комплекс взаимодействующих компонентов или как совокупность элементов, которые находятся в определенных отношениях друг с другом и со средой.
2. Со временем в определениях системы появляется понятия цели. Сначала оно использовалось в неявном виде. Например, по Ф.Е. Темникову, система – это организованное множество (в которой цель появляется при раскрытии понятия “организованное”); по философскому словарю, система – это “…совокупность элементов, которые находятся в отношениях и связях между собою и образовывают определенное целостное единство”. Позднее понятие цели начали применять в виде конечного результата, системообразующего критерия, функций. Потом появились явные упоминания про цели.
Символически эту группу определений представим таким способом:
, (1.3)
где Z – совокупность (ли структура) целей.
3. Например, в определении В. Сагатовского, положенному в основу одной из методик структуризации целей, система – это законченное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделенное из среды SR соответственно определенной цели в границах определенного временного интервала ΔТ, то есть
. (1.3.а)
Следует обратить внимание на важность обособления системы от среды. Под средой понимают совокупность всех объектов, изменение свойств которые влияют на систему, а также тех объектов, чьи свойства изменяются вследствие его функционирования (эволюции, жизнедеятельности). Таким образом, учет среды приводит к рассмотрению системы более высокого порядка: любая система является элементом системы более высокого порядка. Это важно принимать во внимание при выборе системы, учитывая особенности применяемых приемов и технологий решения проблемы
4. В 70-е года к определению системы (рядом с элементами, связями, их свойствами и целями) начали включать наблюдателя N, то есть лицо, которое подает объект или процесс в системном виде при их исследовании или принятии решения:
. (1.4)
На необходимость учета взаимодействия между исследователем и исследуемой системой указал У.Р. Эшби. Первое определение, к которому явным образом включен наблюдатель, дал Ю.И. Черняк: “…Система является отображением в сознании субъекта (исследователя, наблюдателя) свойств объектов и их отношений при решении задачи исследования, познания”. В других вариантах вспоминают задачу проектирования, эксплуатации, управления, а в некоторых – и язык наблюдателя LN (избранный им метод моделирования), с помощью которой он отображает объект и процесс принятия решения. Тогда
. (1.4.а)
В определениях системы бывает и большее количество составных, но это связано с дифференциацией в конкретных условиях видов элементов и отношений между ними.
Вообще выделения систем является всегда условным и даже произвольным (субъективным) процессом, который зависит преимущественно от цели (характера задач) и от того, кто осуществляет упомянутое выделение (специальности специалиста, уровня его предметной и общей эрудиции и т.п.). В связи с этим можно предложить еще одну модификацию указанного термина: система – это ограниченное множество взаимодействующих элементов со связями между ними, наложенными условиями задачи, для решения которой ее создают.
5. Из этого вытекает короткий тезис: система – это то, что дает возможность решить задачу.
Таким образом, при проведении системного анализа нужно прежде всего выучить проблемную ситуацию с помощью по возможности полного определения системы, а потом, выделив наиболее важные компоненты, которые влияют на принятие решения, сформулировать “рабочее” определение, которым должны пользоваться лица, которые принимают участие в осуществлении системного анализа. При этом следует иметь в виду, что оно может уточняться, расширяться или суживаться в зависимости от хода анализа.
Рабочее определение системы помогает исследователю (разработчику) начать ее описание. Далее для того чтобы правильно выбрать необходимые элементы, связи, их свойства и другие составные, которые входят в принятое рабочее определение системы, нужно, чтобы лица, которые формируют такую первичную модель системы, использовали эти понятия с одинаковым значением.
Задача. Разработайте схему развития понятия “система”, обращая внимание на новые стороны (свойства, параметры и т.п.), которые надо принять во внимание на соответствующем этапе развития.