Патриотизм – одно из нравственных качеств личности, которое начинает формироваться в дошкольном возрасте и включает в себя следующие компоненты:
1. Содержательный – овладение детьми доступным объемом представлений и понятий о социальном устройстве общества, жизни и традициях, культуре народа, истории страны, природе родного края, выработка правильных взглядов на факты общественной жизни.
2. Эмоционально-побудительный – переживание положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, проявление интереса к информации, реализация потребности расширить свой кругозор, стремление участвовать в общественно-полезном труде.
3. Деятельностный – реализация эмоционально пережитых и осознанных знаний в конкретном виде деятельности, т.е. оказание помощи, проявление заботы, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, выработка компонента нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему миру.
Сложность работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в данном направлении обусловлена:
- отсутствием целенаправленной системы и научно-обоснованного планирования работы по ознакомлению школьников с родным краем, страной, воспитанием у них патриотических чувств.
- формальным подходом к проведению уроков по ознакомлению детей с явлениями общественной жизни.
- недостаточной теоретической и методической подготовкой педагогов к решению данной проблемы.
Основными приемами патриотического воспитания учеников с интеллектуальной недостаточностью будут выступать:
¾ обсуждение значимых для Страны событий и новостей;
¾ организация совместных просмотров спортивных состязаний (в том числе параолимпийских игр) и формирование умений «болеть» за участников из Беларуси;
¾ организация подписки и чтение выпусков детских патриотических изданий (например, «Юный спасатель»)
Система работы по формированию знаний о своей Родине,
ее национальных традициях на уроках «Человек и мир»
Основными задачами, которые решаются в ходе уроков по ознакомлению школьников с интеллектуальной недостаточностью с родной страной являются:
¾ расширение, углубление и систематизация представлений детей о Родине;
¾ воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважение и гордость за свой народ, его историю и культуру;
¾ развитие интереса и потребности в обществоведческих знаниях, эмоционально положительного отношения к окружающему;
¾ формирование стремления и готовности применять полученные знания в деятельности и окружающей жизни.
Система знаний о родной стране включает:
¾ природоведческие сведения: о природе родного края, животном и растительном мире, представление о значении природы в жизни людей, природоохранительной деятельности человека;
¾ сведения о жизни белорусского народа, особенностях труда людей, культуре, традициях, о дружбе народов других стран;
¾ социальные сведения: о достопримечательностях родного края, знание о республике, ее столице, символах, городах республики.
¾ сведения из истории страны: памятники, исторические места, знания о событиях Великой отечественной войны.
Важным принципом отбора сведений об окружающем мире является краеведческий принцип, который соответствует уровню познавательных возможностей учеников с интеллектуальными нарушениями. При отборе материала важно исходить из учета требований научности, доступности, возрастных возможностей детей, логической последовательности подачи материала, интерес детей к информации и возможности отражения полученных знаний в деятельности школьников.
Значительное влияние на успешное проведение уроков по ознакомлению с явлениями общественной жизни оказывает правильный отбор и сочетание различных методов и приемов работы. Наиболее эффективными являются:
1. Разнообразное начало урока – обращение к опыту детей, доступные вопросы, прослушивание песен, чтение стихов, рассматривание иллюстраций.
2. Использование сравнений и сопоставлений.
3. Использование различных игровых приемов, викторин.
4. Вопросы педагога к детям и детей к педагогу.
5. Использование продуктов деятельности детей – рисунков, аппликаций, оформленных альбомов, сувениров.
6. Моделирование и решение проблемных жизненных ситуаций.
7. Сопоставление различных точек зрения воспитанников.
Значение сюжетно-ролевой игры в формировании нравственных и патриотических чувств у младших школьников вспомогательной школы
Ведущим видом деятельности школьников наряду с обучением является игра. Наибольшая ценность в процессе воспитания патриотических чувств детей принадлежит сюжетно-ролевой игре. Она выражает связь ребенка с обществом, в ней проявляется потребность школьников в самостоятельном действии, в эмоциональном переживании. Особое значение сюжетно-ролевой игры состоит в том, что она (1) способствует воспитанию у школьников определенного отношения к явлениям общественной жизни; (2) в игре формируются положительные качества личности ребенка; (3) играя роль ребенок подчиняет свое поведение требованиям, возникающим из роли и искренне переживает чувства изображаемого им лица.
Специфика сюжетно-ролевой игры по формированию у детей знаний о Родине и воспитанию патриотических чувств заключается в следующем:
¾ Игра способствует формированию нравственных чувств школьника: воспитывается чувство гордости от совершения хороших поступков, чувство патриотизма, любовь к Родине, стремление ее защищать.
¾ Игра является источником формирования социального сознания ребенка.
В игре ребенок осваивает знания о жизни взрослых, событиях, происходящих в стране, об общественных отношениях и номах общественного поведения. Сюжетно-ролевой игре принадлежит ведущее место в развитии мотивационной сферы ребенка. В игре осуществляется первичное соподчинение мотивов и насыщение их социологическим содержанием. Взяв на себя определенную роль, ребенок действует в соответствии с ней, даже если у него возникают другие побуждения. Формированию интереса к игре, стремлению школьников отразить полученные знания способствует подбор занимательного материала. При ознакомлении школьников с родным городом используются дидактические игры и упражнения. Например:
· «Расскажем Незнайке о нашем городе»
· «Что производят на фабриках и заводах нашего города?»
· «Путешествие по карте»
· «Отгадай, куда мы попали?»
Материалом для игр служат фотографии, открытки, альбомы, гербарии, игрушки, значки, предметы декоративно-прикладного искусства, рисунки детей, слайды, иллюстрации с изображением различных предприятий города и их продукции.
Фрагменты уроков по формированию представлений о малой Родине
Обсуждение в группах
— Расскажите друг другу, где вы родились.
— Кто родился в городе Гродно?
— А где родился Саша (Петя, Маша)?
— Для человека место, где он родился, где живут его мама и папа, бабушка и дедушка, — это его родина.
Соотнесение картинок с местом рождения
— На какой картинке изображено место, похожее на твою родину? (Учитель читает стихотворение о родине.)
Обобщение
— Так где находится наша с вами родина? Где находятся и город Гродно, и город Минск, и деревня Гибуличи, и городской поселок Свислочь?
— Да, вы правы, у нас с вами есть общая Родина — наша страна Республика Беларусь
Государственный герб Республики Беларусь
— Посмотрите на герб страны — это символ Беларуси.
Беседа о гербе с опорой на изображение
— Где вы видели этот герб?
Государственный флаг Республики Беларусь
— Это государственный флаг Беларуси. Его знает весь мир. Откуда? (Олимпиады, космос, трудовые достижения людей нашей страны.) Это люди славят свою Родину и гордятся ею.
Беседа о флаге
— Где видели?
Государственный гимн Республики Беларусь
— В нашей замечательной стране — Беларуси — живут такие же замечательные люди: белорусы, поляки, русские, литовцы, евреи, грузины, таджики и люди других национальностей. Они говорят на разных языках. Но главный государственный язык в стране — белорусский. Послушайте, как красиво он звучит.
Слушание государственного гимна Республики Беларусь (стоя)
Чтение учителем стихотворения на белорусском языке
— У белорусского народа есть своя национальная одежда. Посмотрите, как красивы дети в национальных костюмах.