Под социокультурным воспитанием ребенка понимают воспитание его личностной культуры и культуры общения с социальной средой.
Личностная культура включает в себя:
1. Культуру познавательной деятельности, т.е. степень развития высших психических функций – мышления, памяти, внимания, речи и др.
2. Уровень нравственной основы, определяемый Л. Выготским как «высшие характерологические образования».
Культура общения с социальной средой представляет качественный уровень поведения ребенка в обществе, который предполагает определенный объем знаний, умений, навыков взаимодействия с окружающими людьми.
У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью наблюдается недоразвитие всех компонентов социальной культуры.
Представления о положительных качествах личности (правдивости, доброте, сострадании, ответственности, аккуратности, вежливости и др.) формируются со значительной задержкой и, следовательно, нравственная основа находится на низком уровне. Весьма снижен уровень культуры общения с окружающими людьми, что связано с трудностями формирования навыков социального взаимодействия.
В связи с тем, что процесс воспитания социальной культуры у детей с нарушениями интеллектуальной сферы протекает замедленно необходимо повышать эффективность педагогической работы в данном направлении. Среди основных причин ранней социализации следует отметить
(1) Условия современной жизни. Жесткие условия рыночных отношений предъявляют высокие требования к адаптационной способности людей.
(2) Деятельность государства по организации интегрированного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Своевременная социализация обеспечит этим детям максимальные возможности взаимодействия со сверстниками.
С целью социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью предусматривается постепенная переориентация автономности их обучения и воспитания на обучение в учреждениях открытого типа с гибким режимом (вспомогательные школы с продленным днем). Кроме того, формируются специальные службы (социальные педагоги, психологи, дефектологи), оказывающие помощь и поддержку детям с интеллектуальной недостаточнгостью и их семьям в решении адаптационных проблем, организации правильного семейного воспитания, предотвращении конфликтов ребенка с социальной средой.
Возможность успешной интеграции детей с интеллектуальной недостаточностью в общество не может быть реализована без воспитания у них нравственных качеств личности, культуры поведения в общественной среде, необходимых навыков общения.
Воспитание социальной культуры детей с интеллектуальной недостаточностью наиболее эффективно может проходить в ходе обучения предмету «Человек и мир», который является рабочей базой при формировании нравственной культуры ребенка.
На уроках «Человек и мир» дети получают понятия о положительных и отрицательных качествах личности, учатся различать их в поступках людей, оценивают себя и свои поступки, по возможности тренируются в совершении нравственных поступков.
При изучении практически любой темы предмета «Человек и мир» есть возможность для упражнений по выработке нравственно-полезных качеств. Например, при разработке учебных тем «Моя семья», «Человек среди людей» у учащихся формируются такие качества как заботливость, чуткость, отзывчивость, доброта, вежливость, честность и др.
В процессе изучения тем «Вещи вокруг меня», «Труд людей» можно отрабатывать такие качества личности как аккуратность, бережливость, чистоплотность, трудолюбие, коллективизм и др.
Темы по изучению окружающей среды дают возможность развивать такие качества личности, как ответственность, бережное отношение к живому, сострадание, сознательность.
Дети познают истину в сравнении, поэтому рекомендуется в работе по формированию нравственной основы характера ребенка показывать личностные качества в сравнении: доброта – жестокость, общительность – замкнутость, отзывчивость – равнодушие, честность – лживость, щедрость – жадность. Эти качества следует изучать на поступках людей, как в естественных, так и искусственно создаваемых ситуациях.
Воспитание навыков общения детей с интеллектуальной недостаточностью с окружающим миром осуществляется на занятиях «Человек и мир» в процессе учебной, трудовой, бытовой и игровой деятельности. Дети учатся нормам поведения в обществе, приобретают умения пользоваться словами вежливого обращения, правильно вести себя в различных ситуациях, культурно разрешать конфликты. Одновременно учащиеся приобретают основы речевой культуры.
К пятому году обучения дети с нарушениями интеллектуальной сферы должны освоить ряд основных правил поведения.
7. Ешь не торопясь, бесшумно, с закрытым ртом, хорошо пережевывай пищу.
8. Закончив еду, клади ложку и вилку в тарелку, а не на скатерть.
9. Пользуйся носовым платком; чихая и кашляя, отвернись от собеседника, прикрой рот и нос платком.
10. После прогулки тщательно вытирай ноги, отряхивай (чисти) свое пальто.
11. Сам чисти свою обувь, аккуратно складывай одежду.
12. Поддерживай чистоту в помещениях, где занимаешься, спишь, принимаешь пищу.
13. Вечером перед сном проветри комнату, умойся, вычисти зубы.
14. Ложись спать в одно и то же время.
Правила культуры общения
1. Пользуйся словами вежливого обращения.
2. Будь приветливым, доброжелательным, вежливым.
3. Не перебивай собеседника, не вмешивайся в разговор взрослых.
4. В общественных местах говори спокойно, негромко, веди себя сдержанно; не ешь во время спектакля, кинофильма.
5. С уважением относись к труду и отдыху людей.
6. Уступай в транспорте место пожилым.
7. Мальчикам: пропускай вперед женщин и девочек в транспорт, в помещение.
8. Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.
9. Умей признать, что был не прав.
Правила культуры деятельности.
1. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
2. Доводи начатое дело до конца.
3. Старайся выполнить работу хорошо.
4. Соблюдай чистоту и порядок своего рабочего места.
5. Бережно относись к книгам, вещам, игрушкам.
6. Люби природу, заботься о животных и растениях.
7. Не бойся обратиться за помощью к старшим, если что-то не понял.
8. Соблюдай режим труда и отдыха.
Социокультурное воспитание младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на предмете «Человек и мир»
Воспитание социальной культуры детей с интеллектуальной недостаточностью происходит в процессе их обучения, как в начальном звене вспомогательной школы, так и на последующих годах обучения.
Вследствие причин биосоциального характера у большинства детей с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается:
¾ недоразвитие эмоционального и коммуникативного поведения;
¾ недоразвитие предметных действий;
¾ недоразвитие познавательной функции руки;
¾ трудности в формировании действия замещения, имитационных действий;
¾ нарушение формирования «я» - позиции и самостоятельности в действиях.
Предмет «Человек и мир» закладывает основы формирования правовой культуры ребенка. На уроках дети получают информацию не только о положительных или отрицательных качествах личности, правилах взаимоотношения друг с другом, но и учатся оценивать поступки людей, свои поступки, постепенно формируются нравственные качества.
Коррекционная работа по социально-личностному развитию в рамках изучения предмета «Человек и мир» направлена на:
1. Формирование у ребенка образа «Я», «Я»-сознания;
2. Открытие сверстника, восприятие его на положительной основе и обучение способам взаимодействия с ним;
3. Выделение и осознание различных уровней и видов социальных отношений;
4. Развитие способности отражать или моделировать эти отношения в различных видах деятельности;
5. Развитие произвольности, программирования и контроля деятельности.
Работа осуществляется:
¾ в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих людях;
¾ в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, в которых вычленение осознания и моделирование своих отношений является целью и средством деятельности;
¾ в процессе работы по развитию речи: обучению словесному отчету о выполненных действиях, составлении рассказов из личного опыта);
¾ во время индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, направленных на воспитание социально-личностных качеств ребенка;
¾ в повседневной жизни, путем привлечения внимания друг к другу, оказания помощи, участия в коллективных работах, совместном выражении радости от результата;
¾ в процессе рисования, лепки, конструирования, хорзяйственно-бытового труда;
¾ в ходе разнообразных экскурсий, прогулок, практикумов, игр, проводимых на уроках «Человек и мир».
Материал предмета «Человек и мир» дает возможность учащимся осознать взаимосвязи поведения человека и его результатов в следующих логических цепочках:
контакт → самочувствие → здоровье → долголетие;
контакт → эмоциональная реакция другого человека → самооценка → привычное поведение → характер.