Социализация – процесс и результат усвоения человеком общественно-исторического опыта, становление его как общественного существа; осознанная адаптация ребенка к окружающей действительности с постепенным включением в систему общественных и производственных отношений; освоение социальных ролей – член семьи, друг и т.д.
Социальная компетенция — интегративный показатель состояния человека с ОПФР, отражающий его возможности вести независимый образ жизни, строить правильные взаимоотношения с окружающими людьми и активно приспосабливаться к условиям социальной среды.
Одной из основных особенностей психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью является изменение характера их взаимодействия с окружающей средой. Формирование социального взаимодействия рассматривается как одно из направлений коррекционно-образовательной работы, эффективность которой влияет на психическое развитие ребенка, приобщение его к самостоятельной, независимой от взрослых (по возможности) организации своей жизни.
Выготским Л.С. установлено, что высшие психические функции "имеют социальное происхождение как в филогенезе, так и в онтогенезе. Построение и формирование высших форм психической деятельности совершаются в процессе социального развития ребенка, в процессе его взаимоотношения с окружающей социальной средой. Каждая высшая психическая функция появляется в процессе развития дважды — сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т.е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка средство его личного приспособления.
В современной возрастной психологии установлено, что одним из факторов, определяющих стратегию воспитания личности, является социальная ситуация развития. С точки зрения Л.С. Выготского, социальная ситуация развития — это "своеобразные, специфические для данного возраста взаимоотношения между ребенком и действительностью, которая его окружает, в первую очередь социальной; это исходный момент для всех динамических изменений, которые происходят в развитии на протяжении данного возрастного периода.
Социальная ситуация развития — это не просто констатация связи ребенка и действительности вокруг его. Важнейшими факторами этой ситуации являются ее субъективное переживание, ее представленность во внутреннем мире ребенка. Именно эмоциональное переживание взаимоотношений с теми, кто рядом, создает для каждого ребенка свое микроокружение, которое представляет собой соединение объективных и субъективных факторов.
Социальная ситуация развития – это специфические отношения между ребенком и действительностью, которая его окружает. Это исходный момент для всех динамических изменений, которые происходят в развитии ребенка на протяжении данного возрастного периода.
Формирование личности определяется социальной ситуацией развития.
Согласно с основным методологическим положением педагогической психологии, взаимодействие в любом объединении является феноменом сложным и включает в себя: внешний компонент — общение; деятельностный компонент — совместную деятельность; внутренний компонент — межличностные отношения.
Взаимодействие можно представить в виде трех пластов, каждый из которых можно условно поделить на другие слои взаимодействия. Например, внешний пласт взаимодействия — общение — представляет общение, ориентированное на эмоциональную привлекательность людей или явлений. Сюда относятся не только вербальные акты, но и невербальные: манеры, мимика, движения, взгляд и др.
Более глубокий слой этого пласта — общение, направленное на отношения к людям, оценку качеств личности, отражение своего отношения к ним.
Организация социального взаимодействия школьников с интеллектуальной недостаточностью предполагает:
ü Естественное взаимодействие ребенка с социальным окружением, под которым подразумевают его общение, деятельность и межличностные отношения, которые соответствуют внутренним возрастным потребностям каждого ученика.
ü Расширение возможностей взаимодействия с социальной средой. На ребенка постоянно влияют положительные и отрицательные факторы, которые могут способствовать как положительной динамике в развитии ребенка, так и вызвать образование вторичных, третичных наслоений.