Педагогические рекомендации по формированию навыков самообслуживания и санитарно-гигиенических навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
1. Важно учитывать, что основным видом деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста остается игра, в которой дети получают возможность закрепления полученных знаний и определенных норм и правил.
2. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные психофизические особенности детей.
3. Необходимо соблюдать систематичность обучения. В силу специфики психической деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью бессистемные занятия не будут способствовать формированию необходимых навыков из-за быстрой забывчивости и разрушения плохо закрепленного навыка. Выполнение действий в одной и той же последовательности способствуют возникновению у детей стереотипа (т.е. привычки).
4. Следует обращать внимание на постоянство и последовательность требований к ребенку. Несоблюдение данного правила может дать основание ребенку рассматривать требование взрослого как наказание.
5. Необходимо стимулировать постоянное повторение и использование полученных навыков. Воспитание санитарно-гигиенических навыков у детей происходит по типу образования новых условных рефлексов. Исследованиями установлено, что условные рефлексы у ребенка с интеллектуальной недостаточностью характеризуются быстрым забыванием, что вызывает необходимость их постоянного закрепления и повторения.
6. Следует учитывать возрастающие познавательные потребности ребенка и всячески приветствовать и поощрять его сознательное отношение к требованиям.
7. Следует помнить, что особая роль при формировании санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживанияотводится приему подражания. Подражая действиям взрослых, ребенок в первую очередь стремится достигнуть того же результата, но не выделяет приемов и способов, которые помогают ему в этом. Повторяя за взрослым те или иные действия, ребенок через некоторое время, сам будет проявлять самостоятельность. Важно контролировать его действия и всячески поощрять проявление самостоятельности.
8. Следует учитывать, что важная роль при формировании санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживанияпринадлежит созданию положительного эмоционального фона.
Фрагменты уроков на тему «Гигиена тела человека» 3 класс.
1. Учащиеся повторяют и закрепляют знания о средствах и предметах гигиены, необходимых для:
Ø Поддержания чистоты тела (мочалка, мыло, шампунь, полотенце) ;
Ø Ухода за зубами (щетка, паста, нить);
Ø Ухода за одеждой (различные щетки, утюг, стиральный порошок);
Ø Ухода за обувью (гуталин, щетка, блеск).
2. Для повторения и закрепления знаний о средствах и предметах гигиены можно использовать игры «Что для чего нужно?», «Что чем делают?».
3. Закрепление практического навыка мытья рук и умывания:
Ø Рассуждение на тему «Что было бы, если бы человек не умывался?»
Ø Подсчет, сколько раз дети мыли руки (умывались) за день.
Ø Дидактическая игра «Да – нет». Задаются вопросы типа:
§ Утром нужно руки мыть?
§ Перед едой?
§ После еды?
§ Перед туалетом?
§ После туалета?
§ После прогулки?
§ Если поиграл с котом (собакой)?
4. Практическая работа «Уход за зубами».
Оборудование: зеркало, щетка, макет челюсти человека.
Дети рассматривают зубы, усваивают функции – физиологическую и эстетическую, обсуждают причины болезни зубов (сладкое, жевательная резинка и др.). Формируется представление о молочных и постоянных зубах.