Целью экологического воспитания является формирование системы знаний и убеждений, обеспечивающих сознательное и ответственное отношение учащихся к окружающей природной среде. В основе экологического воспитания лежат следующие принципы:
1. Принцип непрерывности экологического воспитания;
2. Принцип междисциплинарного подхода. Экологический компонент включается во все учебные предметы младших классов вспомогательной школы. Дети усваивают материал в процессе многократного повторения на разных учебных дисциплинах.
3. Принцип комплексности решения проблем окружающей среды. На уроках этот принцип реализуется через установление взаимосвязи живой и неживой природы, через влияние состояний элементов неживой природы на живую. Через определение взаимосвязи человека с растительным и животным миром, рассматривается разрушительная и созидательная деятельность человека и природы, человека и неживой природы).
Экологические связи между различными компонентами живой природы очень разнообразны. С одной стороны, растения служат пищей для животных, т.е. устанавливаются пищевые связи. Растения создают среду для обитания многих животных, т.е. формируются топические связи. Растения являются материалом для постройки животными жилищ. С другой стороны животные опыляют растения – у растений формируются плоды и семена.
В процессе реализации данного принципа ученики приобретают элементарные представления о взаимосвязи человека с природной средой, овладевают простейшими умениями взаимодействия с растениями и животными. Данный принцип успешно реализуется при условии максимальной доступности учебного материала восприятию детей.
4. Принцип краеведческого подхода решения экологических проблем. В 1-2 классах в качестве изучаемых растительных и животных объектов рассматривается флора и фауна Беларуси. В доступной форме у детей формируются представления о богатствах природы родного края и отношения к нему. В 3-4 классах рассматриваются вопросы влияния промышленности на состояние окружающей среды.
Таким образом, реализуя указанные принципы в методике обучения предмету «Человек и мир» учитель может сформировать у младших школьников следующие экологические представления и знания:
1. основных компонентов неживой и живой природы
2. о взаимодействии живых организмов с неживой природой.
3. о причинно-следственных связях в природе вследствие сезонных изменений.
4. о причинно-следственных связях взаимодействия человека с неживой и живой природой.
В процессе экологического воспитания нужно учитывать природное любопытство детей, их эмоциональную отзывчивость и веру в авторитет взрослых.
Основные средства экологического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
Средства экологического воспитания:
1. Объекты живой (растения, животные) и неживой (песок, почва, вода, воздух) природы.
2. Графические и динамических схемы, демонстрирующие пищевые цепи, круговорот воды, другие взаимосвязи между компонентами живой и/или неживой природы.
3. Экологические игры (дидактические, ролевые, имитационные, соревновательные, игры–путешествия и т.д.).
4. Экологические задачи, проблемные ситуации.
5. Экологические тропы и дорожки. Маршруты в природе с определенными остановками, специальными знаками и надписями, расположенными среди природных ландшафтов, которые позволяют формировать у детей экологически правильные знания и умения.
6. Экологические микродорожки. Создаются рядом со школой (например, сажаются лекарственные растения)
7. Экологические выставки и экспозиции. Цель – знакомство с природными явлениями, недоступными в обыденной жизни.
8. Экологические музеи (например, красная книга ).
К приемам экологического воспитания можно отнести:
1. Организация наблюдения за взаимодействием объектов живой и/или неживой природы во время проведения экскурсий и целевых прогулок.
2. Моделирование экологических связей и взаимозависимостей (создание графических и динамических схем).
3. Организация экологических игр, решение экологических задач.
4. Учебные дискуссии, обсуждения, проигрывание и решение проблемных ситуаций (например, мальчик хочет нарвать букет цветов маме?).
5. Экологическое прогнозирование (что произойдет, если, например, высохнет пруд?).
6. Обсуждение с учащимися последствий безответственного и жестокого отношения к природе.
7. Использование примеров положительного отношения к природе.
8. Формирование представлений об основных нормах экологической морали.
9. Знакомство с профессиями людей, которые охраняют природу.
10. Прием очеловечивания живых объектов.
11. Использование яркого образного слова (например, Пришвин, Бианки, Есенин).
Экологические игры и их назначение
При организации игр экологического содержания важно помнить о реализации двух целей:
¾ Закрепление знаний о природных объектах и явлениях.
¾ Реализация знаний в игре.
Оптимальной формой организации деятельности детей являются обучающие игровые ситуации 3-х типов:
1. Обучающие игровые ситуации с использованием игрушек.
2. Ситуации, в которых используются куклы, изображающие различных литературных персонажей.
3. Ситуации, в которых используются различные варианты сюжетов–путешествий.
При организации обучающих игровых ситуаций и использовании кукол важно помнить, что определенный персонаж имеет свой характер и форму выражения, что позволяет педагогу выходить за пределы сказочного сюжета и переключаться в беседе с детьми на реальные события