В процессе формирования знаний о растительном и животном мире учитель ориентирован на реализацию следующих задач:
1. Обогащение и углубление представлений о разных местах обитания, произрастания, образе жизни, способе питания животных и растений.
2. Формирование познавательной установки учеников: почему это происходит?, почему он такой?
3. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире.
4. Формирование представлений о функциональных свойствах объектов в процессе наблюдений и практического экспериментирования.
5. Углубление, уточнение и систематизация знаний о явлениях в природе, о сезонных и суточных изменениях; соотношение их с изменениями в жизни людей, животных и растений.
В процессе изучения материала о растительном и животном мире широко используются методические приемы стимулирующие мыслительную деятельность и активизирующие речь детей с интеллектуальной недостаточностью. К таким приемам относятся:
- Вопросы, требующие актуализации опыта детей, создания ситуаций, в которых воспринимаемая информация противоречит предшествующим знаниям;
- Проведение опытов, наблюдений, помогающих формировать правильное миропонимание.
Для расширения и систематизации знаний большое значение имеют беседы. Точность и логическая последовательность вопросов, конкретность указаний, правильность выводов и обобщений играет существенную роль в организации мыслительной деятельности детей. В беседах, активизирующих и проверяющих знания целесообразно использовать словесно-образные задачи. Это могут быть загадки – описания (содержат один главный признак, свойственный данному объекту).
Целесообразно предлагать детям закончить начатый рассказ или высказывание. При использовании словесно-образных задач придерживаются определенной методики. Сначала детей ориентируют на предстоящую деятельность, заинтересовывают, затем в доступной форме формулируют умственную задачу. Затем раскрывается содержание словесно-образной задачи. После этого стимулируют школьников к самостоятельному решению задачи, поиску ответа или отгадки. В случае необходимости оказывают помощь в виде наводящих вопросов. В конце сделанные детьми умозаключения, поощряют за правильно выполненные задания.
Прием использования различных вопросов помогает ученикам с интеллектуальными нарушениями уточнить и систематизировать сведения о живой природе. Вначале ознакомление с предметом или явлением целесообразно сформулировать вопросы, направляющие внимание детей на восприятие объекта в целом, затем на особенности его внешнего вида, на раскрытие зависимости строения организма от образа его жизни и затем вопросы, направляющие умственную деятельность детей на обобщение, сравнение, установление связей и отношений в природе.
Учителю важно продумать вопросы, задаваемые школьникам для сравнения объектов живой природы. Как правило, вначале сравнения объектов задаются общие вопросы: кто это?, где живет?, чем питается? Чем похожи (не похожи)? Позднее ставятся вопросы, конкретизирующие особенности внешнего вида, места обитания, приносимой пользы.
Прием сравнения в процессе ознакомления школьников с интеллектуальной недостаточностью с природой необходимо использовать систематически. Он позволяет детям устанавливать связи новых знаний с уже имеющимися у детей, точно определять существенные признаки животных и растений, объединять и группировать их по общим признакам.
В процессе формирования представлений о представителях животного мира особое внимание обращают на изменениях в образе жизни и внешнем виде животных в зависимости от времени года (окраску меха зимой и летом, оперение птиц, заготовку корма на зиму, на зимнюю спячку животных). Также обращают внимание на особенности строения животных в связи с питанием, местом обитания, приспособленности животных к окружающей среде. Формируют представления о том, что в природе нет абсолютно вредных и абсолютно полезных животных; это вытекает из сложных взаимосвязей, существующих в природе.
Примерный план изучения животных
1 класс.
1. кто это?
2. домашнее или дикое животное?
3. где живет?
4. в чем живет?
5. какие части тела у этого животного?
6. чем покрыто тело?
7. чем питается?
8. как называется детеныш?
2 класс
1–8– те-же
3 класс
1–11– те-же
9. как передвигается?
10. какую пользу приносит?
11. что делает в разное время года?
12. какие звуки издает?
13. какие повадки?
14. как спасается от врагов?