русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Особенности методики обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью (раздел «Человек и его здоровье»).


Дата добавления: 2014-05-05; просмотров: 916; Нарушение авторских прав


Примерные обобщённые виды деятельности: выполнение жизненно значимых действий, направленных на соблюде­ние личной гигиены; ежедневное соблюдение режима дня; выполнение культурно-гигиенических действий; следование правилам предупреждения травм, ушибов, порезов, ссадин, плоскостопия, нарушений осанки, простудных заболеваний; обеспечение безопасности жизни и здоровья; выполнение пра­вил гигиены сна, органов зрения, слуха; умение упражнять и развивать слух, зрение, вкус, обоняние и др.; умение адекват­но себя вести при простудных и других заболеваниях. . Уроки, проводимые по разделу «Человек и здоровье», обе­спечивают формирование санитарно-гигиенических умений, сенсорной культуры, здорового образа жизни. Учитель зна­комит детей с упражнениями, снимающими зрительное утом­ление, помогающими выработать внимательность, зоркость, концентрированность. На разнообразном материале дети вы­полняют зрительный диктант. Они воспроизводят расположе­ние определённых геометрических фигур и предметов в быту. Можно выполнять следующие упражнения для глаз: сильно зажмурь глаза и открой их; посмотри на кончик носа; быстро поморгай глазами; посмотри вверх, вниз, вправо, влево; вы­тяни руку вперёд, медленно приближай палец к носу и следи за его перемещением.

Учитель формирует умение рассматривать объекты, сю­жетную картину, замечать не только крупные детали. Он работает над расширением поля зрения ученика, предъявляя дне фигуры не вместе, а на определённом расстоянии друг от друга. Обращает внимание на форму предмета, его цвет. Дети учатся часто моргать (что нужно делать, когда в глаз попала соринка), правильно промывать глаза, переводить взгляд с одного предмета на другой. Используемые учебные пособия, Тетради располагаются на определённом расстоянии от глаз. Дети учатся беречь зрение, ценить его.



На уроке, посвященном ознакомлению со слуховой функ­цией (тема «Зачем нам уши?»), решается ряд задач: углу­бляются знания детей о человеке, в частности о назначении ушей, развивается слуховое восприятие, сообщаются правила ухода за ушами. Дети слушают звуки, шумы, музыку, песни. Используются различные формы музыкотерапии: пение, тан­цевальные движения, ритмическое музыцирование на бараба­не и др. Музыкальный фон на уроке, движения под музыку стимулируют учеников, поднимают настроение, содействуют разговорчивости и общению, тем самым преодолевается ро­бость и отчуждённость. Дети учатся различать и воспроизво­дить громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Они произно­сятся удлинённо и кратко. Слуховое восприятие усиливается с помощью слуховой трубки и поворота головы (уха) к звуково­му источнику. Дети узнают, как можно усилить звук руками, сделав рупор, тренируются в произнесении «ау».

Учитель работает не только над развитием дифференциро­ванного слухового восприятия, но и над фонематическим слу­хом, что является необходимым условием успешного обуче­ния грамоте. На занятиях не только используются звучащие игрушки, но и вводятся упражнения по восприятию шёпотной речи, на различение слов на слух. Чтобы ученик ориентиро­вался только на слуховое восприятие, при произношении учитель закрывает рот экраном, веером. Занятия по развитию слухового восприятия не ограничиваются уроками. Учитель ориентирует родителей и воспитателей на занятия музыко-терапией и практическое использование сообщённых знаний. Дети учатся проговаривать определённые слова, скороговор­ки, предложения сильно, громко и тихо. Они узнают, в ка­ких случаях говорят тихо, шёпотом (в доме больной, в классе ученики заняты трудом), а когда — громко (потерялись в ле­су, зовут на помощь, отвечают учителю на уроке) и др.

В учебном пособии изображены предметы, издающие раз­ные звуки. Можно предложить ученикам закрыть глаза и представить, что они слышат, когда звонит звонок (телефон), когда поют дети, лает собака. А потом они действительно слушают эти звуки, запоминают и снова пробуют представить их звучание. Многоразовые упражнения помогут развить слу­ховую память и в определённой мере преодолеть неразвитость фонематического слуха, что характерно для многих детей с интеллектуальной недостаточностью.

Проводятся уроки, посвященные осязательно-тактильному восприятию (урок «Наши руки» и др.). Познание предметов становится более полным, оживляется при взаимодействии анализаторов, в частности зрения и осязания. Важно, чтобы ученики развивали не только зрительный анализатор, но и кожный, умели осуществлять зрительно-осязательную коор­динацию. В связи с этим урок полезно наполнять упражне­ниями по развитию осязательной чувствительности. Можно организовать поисковую игру: ученикам даётся описание предмета, который они с помощью осязания узнают и достают из «волшебной шкатулки» (пакета, мешочка). В дальнейшем игра усложняется: предмет не описывается, а только называ­ется. Можно описать или назвать предмет, который раньше был в шкатулке, но теперь его там нет.

Практика работы с детьми с интеллектуальной недоста­точностью убеждает, что они не умеют обследовать предмет, держат его одной или двумя руками, не ощупывая, не опреде­ляя формы и размера. Учитель проводит специальную работу по формированию приёмов обследования. В особо сложных случаях учитель берёт руки ученика в свои и вместе с ним обследует объект. Если в этом нет потребности, то сопрово­ждает осязательное обследование объяснением. Как правило, при обследовании симметричных фигур ребёнку предлагается взять предмет двумя руками и перемещать руки по его проти­воположным сторонам сверху вниз. Двуручное обследование позволяет определять величину (размер), форму предмета, выделять его главные признаки.

Осязательно-тактильное обследование может осуществлять­ся другим способом. Одной рукой ученик держит предмет, а другой — проводит сверху вниз и снизу вверх, одновременно ощупывает предмет, определяет существенное и особенное. Для познания на основе осязания даются предметы разной величины, но одинаковой формы (чайная и столовая лож­ки, теннисный и волейбольный мячи, большая и маленькая печатные буквы и т. д.). Также предъявляются предметы из разных материалов (коробочки из бумаги, дерева, жести). Описание ощущений (гладкий, шероховатый, тяжёлый, лёг­кий, мягкий, твёрдый и т. д.) содействует уточнению пред­ставлений о свойствах и качествах материалов. Формируется внутренняя речь, служащая основой для дальнейшего раз­вития речи школьников. Осязательно-тактильные ощущения переводятся в сферу практического применения. Школьники на основе прежних осязательных ощущений глазами иденти­фицируют такие предметы, как каштаны, ёлочные шишки, овощи, фрукты, буквы, цифры.

Учителю важно понимать, что у детей с интеллектуальной недостаточностью осязательная чувствительность не столько нарушена, сколько не развита. Вот почему нужны специаль­ные игры и упражнения по развитию стереогноза (восприятия предметов на ощупь) и тренировка кожной чувствительности в процессе манипулятивной и предметно-практической дея­тельности. Полезна эрготерапия, включение учащихся в раз­нообразную деятельность, предполагающую переход от про­стых, лёгких действий к дифференцированным действиям рук и пальцев. Используется лепка, плетение, вязание, пиление, строгание, рисование. Целью терапии является совершенство­вание движений рук, формирование осязательно-тактильных представлений и на их основе — более совершенных пред­ставлений о предметах домашнего хозяйства и учебных при­надлежностях.

Развитие осязательно-тактильных ощущений происходит в процессе сопоставления свойств объектов: мягкий — твёрдый; веса: тяжёлый — лёгкий; термических свойств: холодный — тёплый. Представление о свойствах и качествах предметов можно дать на следующем материале: мягкий пластилин, мягкий мех, твёрдый орех, твёрдый сахар, лёгкий пар, лёгкий шёлковый платочек, лёгкая вата, тяжёлый молоток, тяжёлый кирпич и т. д. Представление о тепловых ощущениях можно дать на основе сравнения: холодная вода, холодный лёд, хо­лодный день, тёплая вода, тёплое пальто и т. д. Учащиеся на ощупь определяют, какие предметы мягкие, а какие твёрдые. Затем по заданию учителя всё мягкое и твёрдое отбирается из совокупности предметов. Аналогично по мускульному ощуще­нию отбираются тяжёлые и лёгкие предметы. Это могут быть предметы одинаковой или разной величины и формы.

Уроки по предмету «Человек и мир» решают также задачи развития вкусовой и обонятельной чувствительности. Вос­принимая различные запахи (цветов, духов, фруктов, овощей (хрен, лук) дети начинают понимать, что запахи бывают при­ятные и неприятные. По запаху можно различать свежие и несвежие продукты, отдельные овощи и фрукты.

Не менее значимы вкусовые ощущения. Дети пробуют кис­лые и сладкие ягоды, горькие и солёные продукты (горчица, соль). Формируются личные предпочтения. Ученики узнают и сообщают, что им нравится и что не нравится, полезно ли есть много сладостей, пить сладкие напитки. Уроки, связанные с изучением основных анализаторов, сенсомоторным развитием, расширяют возможности чувственного познания и формируют у школьников жизненно значимые умения.

Программой предусматривается изучение частей тела, при­витие умения соблюдать правила личной гигиены. Изучение темы «Части тела» направлено на формирование у ребёнка образа Я. Первоклассникам доступны три сферы: предметная деятельность, отношения со взрослыми и отношения со свер­стниками. Эти сферы и служат основой для формирования нужных знаний и умений. Для продуктивной деятельности используются игрушки (куклы, мишки), аппликации, схе­мы. Дети показывают на кукле основные части тела: голову, шею, туловище, руки, ноги, грудь, живот, спину. Эти части тела они показывают у своих товарищей, затем на рисунках. Геометрические фигуры (прямоугольники, круги) помогают моделировать человека. Только после этого организуется са­монаблюдение с помощью зеркала. Желательно, чтобы дети смогли увидеть себя в полный рост, сравнить своё тело с те­лом другого человека, взрослого или ребёнка.

Как известно, образ самого себя у детей имеет аффективно-когнитивную природу. В связи с этим учитель не только вы­деляет части тела, но и формирует заботливое отношение к нему. На уроках отрабатываются конкретные приёмы ухода за телом, соблюдения гигиенических требований.

С учащимися уточняется, какие предметы должны быть личными (мыло, зубная паста, щётка, расчёска, мочалка, по­лотенце, носовой платок). Учащиеся узнают, как правильно ухаживать за зубами, отрабатывают приёмы чистки зубов. Продемонстрированные приёмы закрепляются воспитателем или родителями в процессе индивидуальной работы. Школь­ники усваивают, что чистить зубы нужно два раза в день: утром и вечером; перед едой обязательно моют руки; никогда не едят немытые овощи и фрукты и др.

С детьми ведётся работа по предупреждению заболеваний. Особое внимание уделяется профилактике простудных заболе­ваний. При простуде человек кашляет, у него насморк, болит горло. Чтобы не простудиться, нельзя сосать сосульки, брать снег в рот. В дождливую или холодную погоду надо одеваться так, чтобы не промокнуть и не замёрзнуть. Дети учатся поль­зоваться зонтом. Они узнают, что, если неожиданно попали под дождь и промокли, дома нужно быстро снять мокрую одежду, обувь и просушить их.

Учащимся рекомендуется держаться подальше от того, кто кашляет и чихает: можно заразиться. Воспроизводятся обязательные правила: когда кашляешь или чихаешь, рот и нос прикрываешь носовым платком, в крайнем случае — ла­донью. Простуженными не ходят в гости и не приглашают гостей к себе. Если врач назначил лекарства, их принимают, соблюдая все медицинские рекомендации.

Дети усваивают: чтобы быть здоровым, нужно соблюдать правила гигиены, заниматься физкультурой, соблюдать ре­жим дня. Если случается так, что они заболели, следует со­общить взрослым, объяснить, что болит (голова, живот, зуб, ухо). На помощь приходит врач, который помогает снова стать здоровым.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возможности предмета «Человек и мир» в формировании экологических знаний у детей с интеллектуальными нарушениями. | Особенности работы над материалом санитарно-гигиенического и анатомо-физиологического содержания на предмете «Человек и мир» во вспомогательной школе.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.079 сек.