При формировании природоведческих знаний учащихся с интеллектуальной недостаточностью необходимо сформировать умение определять существенные признаки объектов и явлений.
Существенный признак– такая сторона, черта, особенность предмета, которая необходима ему, присуща, лишившись которой, предмет перестает быть самим собой, становится иным предметом.
Инструкция: «Все слова, находящиеся во 2-ом столбике, имеют какое-то отношение к стоящему в 1-ом. Выберете только два, которые находятся в наибольшей с ним связи.
Знания о природе и окружающем мире, которыми овладевают учащиеся c интеллектуальной недостаточностью, по сравнению с другим материалом, предлагаемым другими типами школ, ограничены по объему, упрощены по структуре и содержанию.
Изучая материал природоведческого характера особое внимание необходимо уделить формированию следующих понятий:
ЖИВОТНЫЕ
§ звери;
§ птицы;
§ пресмыкающиеся;
§ земноводные;
§ рыбы;
§ насекомые.
Исследования показали, что как в процессе формирования этих понятий, так и в процессе их распознавания и систематизации допускается много ошибок и неточностей.
Звери (млекопитающие) – это высоко организованные животные, освоившие все среды обитания. Их тело, как правило, покрыто шерстью, детеныши вскармливаются молоком. Основная масса зверей живородящие. Самые распространенные отряды:
– хоботные;
– копытные;
– приматы;
– грызуны;
– китообразные.
Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. Большинство из них способны к полету и характеризуются они сложными инстинктами в период размножения (гнездование, выбор пары, кладка яиц, высиживание). Не летающие птицы – страус, пингвин, курица, индюк и т.д
Пресмыкающиеся (рептилии) – это животные, обитатели суши и воды. Тело их покрыто роговыми щитками, чешуйками, а дышат они с помощью легких атмосферным воздухом. В период размножения выходят на сушу и откладывают яйца в нагретый песок (черепахи, крокодилы). Они ползают и (или) бегают, поднимая тело невысоко над землей. И называются так потому, что их тело «пресмыкается» (соприкасается) с землей.
Земноводные – это животные, обитающие на суше и в воде, имеют так называемую «голую кожу». Дышат легкими. Размножаются при помощи икринок, которые откладывают в воде (лягушки, жабы, тритоны).
Рыбы – это животные, обитающие только в воде, дышат жабрами, тело покрыто чешуей, размножаются с помощью икринок.
Насекомые – это животные, имеющие три пары конечностей, почти у всех есть крылья и способность к полету. Только у насекомых есть 3 пары членистых ножек, которые прикрепляются к груди. Тело состоит из трех отделов – головного, грудного и брюшного. Называются так потому, что на брюшке хорошо заметны насечки или полоски.
По отношению к человеку всех животных можно разделить на диких и домашних. Дикие растут и размножаются сами по себе. Это животные луга, леса, водоема. Домашних животных человек выращивает специально для своих нужд.
По способу питания всех животных делят на растительноядных (например, копытные, зайцы, слоны), хищников (волк), насекомоядных (птицы).
При изучении разнообразия растительного мира выделяют группы растений, учитывая строение их органов
РАСТЕНИЯ
§ деревья
§ кустарники
§ травы
У дерева 1 ствол. Но и дерево, и куст, и трава имеют общие признаки:
– корень;
– стебель с листьями;
– наличие цветка, из которого затем образуется плод.
В курсе предмета «Человек и мир» рассматриваются понятия:
v дикорастущие и культурные растения
v дикие и домашние животные
Дикорастущие растения так называются из-за того, что растут сами по себе, сами сеются, за ними никто не ухаживает. Культурные растения сажает человек, ухаживает за ними, собирает урожай. Культурные растения делят на:
– зерновые;
– зернобобовые;
– овощные;
– ягодные;
– плодовые.
Подготовка младших школьников с интеллектуальной недостаточностью к изучению предметов природоведческого цикла
Предмет «Человек и мир» подготавливает учащихся к восприятию природоведческого материала, изучаемого в старших классах. Предметы естествоведческого цикла направлены на решение следующих задач:
¾ Развивать познавательный интерес учащихся к окружающему социальному, предметному, природному миру, активизируя деятельность учащихся.
¾ Пробуждать любознательность детей, желание наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире.
¾ Сообщать доступные научные сведения о реальных предметах, объектах живой и неживой природы.
¾ Подводить детей к установлению связей между отдельными природными явлениями, формировать умение определять причину того или иного явления, демонстрировать взаимозависимость между человеком и природой.
¾ Формировать у учащихся необходимые практические умения и навыки, которые в дальнейшем будут использоваться в повседневной жизни.
¾ Корректировать недостатки умственного и (или) физического развития.
Предмет «Человек и мир» традиционно вызывает у детей с интеллектуальной недостаточностью интерес, что подтверждается результатами исследований по выявлению мотивации к учебе. Положительное отношение школьников к этому предмету объясняется как интересом к содержанию, так и к форме подачи учебной информации. В этом курсе ведущее место занимает: непосредственное наблюдение предметов и явлений в природе, рассмотрение натуральных объектов и их изображения. Широко используются различные виды наглядности. Возможно включение на уроке записи с голосами птиц, звуков природы, прочтение эмоционально-наполненных рассказов, разнообразных по форме и содержанию упражнений и заданий, использование собственного опыта учащихся, выполнение большого количества практических работ.
Подготовка учеников к изучению компонентов неживой природы (почва, воздух, вода) начинается с 1 класса, где компоненты рассматриваются как условия жизни растений и животных. Из класса в класс материал о неживой природе расширяется, углубляется, систематизируется, обобщается.
К концу обучения в младших классах вспомогательной школы ученики овладевают:
· Знаниями о некоторых свойствах компонентов живой и неживой природы и их значении для человека;
· Представлениями об основных явлениях, происходящих в природе;
· Умением вести наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы;
· Понятием об охране живой и неживой природы;
· Умениями устанавливать элементарные причинно-следственные связи (например: между сезоном и природными явлениями, температурой воздуха и состоянием воды и др.).