русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Особенности методики обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью (раздел «Природа и человек»).


Дата добавления: 2014-05-05; просмотров: 1177; Нарушение авторских прав


Примерные обобщённые виды деятельности: следование правилам безопасного (для себя и природы) поведения в при­родной среде; выполнение сезонных видов работы в природе (обработка почвы, сбор урожая, подготовка растений к зиме, посев семян, посадка растений); уход за растениями сада, ого­рода, цветника, комнатными растениями; умение пользовать­ся зонтом, укрываться от дождя и грозы, оказывать помощь при непредвиденных погодных катаклизмах; умение собирать ягоды, грибы; умение удовлетворять жизненно важные по­требности в пище, воде, свежем воздухе; подготовка овощей, фруктов, ягод к употреблению в пищу; соблюдение мер про­филактики желудочно-кишечных заболеваний при употребле­нии растительной и животной пищи и др.

Изучение тем «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» предпо­лагает непосредственные наблюдения в природе, экскурсии, целевые прогулки. Эту работу проводит не только учитель, но и воспитатели, родители. Учебно-воспитательный процесс согласуется, прогнозируется и конкретизируется. Он носит систематический и планомерный характер. Основную инфор­мацию дети получают в процессе непосредственных наблюде­ний в природе. Они рассматривают небо, растения, животных, оценивают погоду. Приобретённые на уроках представления уточняются и обобщаются.

Широко используется двигательное подкрепление полу­ченных представлений. Например, ученики ощущали ветер во время ветреной погоды. В дальнейшем в классе проводятся тематические физкультминутки, в процессе которых учащие­ся проговаривают слова и имитируют движения. Опыт убеж­дает, что движения помогают выделить и запечатлеть главное, существенное, приобрести навыки адекватного поведения.

В процессе изучения предмета «Человек и мир» форми­рование знаний и умений осуществляется преимущественно индуктивным путём, на основе накопления отдельных фактов в процессе наблюдений. Но это не исключает использования дедуктивного пути изучения учебного материала: от общего к частному. Например, при изучении темы «Растительный мир» приемлемы оба пути познания. У школьников может быть первоначально сформировано представление о разно­образии. Ученики рассматривают его представителей. Учитель акцентирует внимание на том, что растения бывают разные: деревья, кустарники, травы. Листья растений имеют различ­ную форму, цветки — разную окраску. Ученики, осуществляя наблюдения в природе, практикуются в распознавании и на­зывании растений, приобретают общее представление о раз­нообразии растительного мира.



Во внеклассное время школьники наблюдают растения в лесу, парке, на лугу, у водоёма. В природе дети присматрива­ются к деревьям. Они ощупывают, гладят их стволы. Внима­ние обращается на то, что у дерева один ствол. Он твёрдый, растёт от корня, покрыт корой.

На последующих уроках первоначальные знания детей о растительном мире расширяются и углубляются. Учащиеся дифференцируют деревья, кустарники (у них несколько сте­блей, покрытых корой), травы. Они знакомятся с отдельными представителями растительного мира — берёзой, елью, дубом, садовыми деревьями. У растений выделяют корень, стебель (ствол), листья, цветки, плоды с семенами. Знания закрепля­ются в процессе выполнения аппликационных работ. Дети конструируют растительные формы, создают осенние букеты, по образцам составляют орнаменты и др.

Детям с интеллектуальной недостаточностью надо повто­рять материал многократно, чтобы между изучаемым объ­ектом и словом возникли определённые ассоциации. Они со­относят части растения с целым растением в играх «С какой ветки эти детки?», «Подбери листок», «Узнай дерево (куст) по описанию» и др.

Предметом изучения на уроках являются комнатные рас­тения. Рассматриваются растения в классе. Даются советы, как ухаживать за ними. Некоторые комнатные растения необ­ходимо ставить ближе к свету. Все растения нужно поливать. Если не поливать, то почва пересыхает и растения погибают. Нельзя поливать растения очень холодной водой. Учитель показывает, как поливают комнатные растения, как рыхлят почву палочкой после полива. Гладкие крупные листья про­тпрают губкой или тряпкой. Ученики не только наблюдают И тем, как это делает учитель, но и сами упражняются в вы­полнении действий. Ребята усваивают названия комнатных растений. Учащиеся изучают фрукты, овощи: ощупывают, нюхают, пробуют их на вкус.

Значительное место в учебной работе занимает приём срав­нения, который является эффективным средством коррекции н развития мыслительной деятельности школьников. Вначале сравнение подробно регламентируется учителем и проводится на наглядном материале в практической деятельности. Ма­териал для сравнения даёт учитель, предлагая сопоставить определённые фрукты (овощи) по величине, цвету, вкусу. Кстественно, сравнению предшествует содержательный анализ каждого объекта в отдельности, без чего сравнение невозмож­но. Только после того, как ученики выделили признаки объ­ектов, их можно сравнивать.

Учащиеся включаются в посильную практическую дея­тельность по уборке урожая на пришкольном участке, по уходу за растениями в саду и огороде. Они наблюдают, как взрослые и дети старшего возраста занимаются посадкой рас­тений, как поливают их, пропалывают. Принимаются меры но вовлечению учащихся в посильный труд и во взаимо­действие с другими людьми. В процессе изучения объектов природы школьники знакомятся с правилами экологически грамотного поведения.

На уроках по предмету «Человек и мир» уточняются и закрепляются понятия «овощи», «фрукты». Учащиеся рас­кладывают в корзинки, сортируют овощи и фрукты. Затем эти же действия ребята выполняют с картинками. Они рас­кладывают их в две кучки или прикрепляют на левой и пра­вой сторонах доски — овощи и фрукты. Можно использовать дидактические игры, например игру «Найди пару». На кар­тинках изображены овощи и фрукты. На одной картинке кон­турное изображение моркови, на другой — цветной рисунок. К контурному изображению необходимо подобрать цветное. К изображению апельсина в поперечном разрезе подбирают картинку целого апельсина. К изображению перьев лука — луковицу и т. д.

При наглядной интерпретации школьникам может быть предложено более сложное задание на установление родово-видовых соотношений. Дети рассматривают рисунок леса. Им задаётся вопрос «Чего в лесу больше: деревьев (родовое поня­тие) или берёз (видовое понятие)?». Наглядность и уточняющие поиск инструкции учителя помогают найти правильный ответ.

В процессе изучения растений учитель обращает внимание на то, что растения являются кормом для многих животных, растительную пищу употребляют люди. Во время обеда дети рассказывают, что приготовлено из растений. Взрослые и дети проявляют заботу о растениях, ведь они — живые орга­низмы.

Для уроков по теме «Растительный мир» подбираются тематические физзарядки, упражнения, развивающие мел­кую моторику рук. Например, при изучении такого овоща, как капуста, могут быть проведены следующие пальчиковые упражнения.

Мы капусту режем, режем. (Прямые ладошки движутся вверх-вниз.)

Мы морковку трём, трём. (Дети трут кулачок о кулачок.) Мы капусту солим, солим. (Дети показывают, как сыплют соль.)

Мы капусту жмём, жмём. (Дети сжимают и разжимают кулачки.)

Изучение животного мира может проводиться в той же по­следовательности, что и изучение растительного. Школьники знакомятся с животными не по книге, а в процессе наблюде­ния за животными ближайшего окружения. Внимание фик­сируется на том, что животные бывают разные: звери, птицы, насекомые и др.

Домашних животных разводят люди. Они кормят и защи­щают их, строят для них жилища, заботятся об их детёны­шах. Школьники наблюдают за внешним видом животных, строением их тела, наблюдают за тем, как животных кормят, заботятся о них. Например, собаку выводят на прогулку, рас­чёсывают; кошку гладят. Дети показывают, как гладят кош­ку, воспроизводят лай собаки и мяуканье кошки, упражняют­ся в наливании молока в миску, в кормлении животных.

Необходимо создать условия для того, чтобы дети могли понаблюдать за лошадью, свиньёй, коровой, их потомством. При изучении домашних животных в процессе наблюдения дети узнают, что тело зверей покрыто шерстью, тело птиц — перьями и др. Наглядная оснащённость уроков позволяет вы­делить их отличительные особенности.

При изучении диких животных помогают фотографии, изображения. Используется приём сравнения. Например, при изучении белки (лисы) и зайца внимание обращается на их неличину (кто больше), цвет шерсти (кто рыжий, а кто серый или белый), на то, какой хвост у зайца и какой — у белки (лисы). При изучении птиц, насекомых внимание фиксиру­ется на их отличительных признаках. Приводятся примеры взаимосвязей между растениями и животными.

На обобщающих уроках дети могут выполнять «весёлую зарядку». Учитель рассказывает и показывает изображение животного, а ученики воспроизводят его движения. Предлага­ется потянуться кверху, чтобы быть высокими, как жирафы (показывается рисунок жирафа и движения), попрыгать, как зайцы, пройтись, как медведи, показать, как умываются ко­тята. Дети могут таким же образом «кормить» кур, «гладить» кота, показывать в сравнении размеры животных: слона и щенка, кошку и мышку.

При изучении темы «Животные» формируется умение передать характерные движения животного, его голос, по­вадки. Ученики практикуются в отборе корма для животного, демонстрируют приёмы ухода за ним.

Учебный материал может закрепляться в процессе групповой работы. Одна группа школьников осуществляет презентацию своих умений, навыков, способов практической деятельности по теме «Домашние животные», другая — по теме «Дикие живот­ные». В первой группе каждый ученик вытягивает карточку, называет животное и воспроизводит его характерные движения: как кошка выгибает спину и тихонько крадётся, мяукает; как бежит лошадь, ходит петух и т. д. Ученики из другой группы наблюдают и оценивают, кому лучше удалось воспроизвести движения, голос домашнего животного. Можно использовать маски, костюмы, угадывать животное по движениям.

Затем учащиеся выбирают корм, которым можно покор­мить животных. Ученики показывают, как они будут кормить животное, где оно будет жить, — в доме, сарае, конуре, уголке под навесом. Демонстрируют, как будут наливать воду, сыпать крупу, кормить корову (лошадь) сеном и др. Аналогично изо­бражаются дикие животные: лиса, медведь, волк, заяц и т. д.

На уроках повторяются правила поведения в природе, свя­занные с животными: нельзя убивать лягушек, жаб, ловить насекомых, птиц, уносить домой детёнышей диких животных и др.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности методики обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью (раздел «Человек и общество»). | Особенности формирования природоведческих знаний у учащихся вспомогательной школы в рамках изучения предмета «Человек и мир»


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.199 сек.