Индивидуальный подходрассматривают какдидактический принцип, при котором учитывается совокупность особенностей каждого ребенка, что дает возможность наиболее оптимально обеспечить условия его обучения и воспитания.
Для успешного осуществления индивидуального обучения следует учитывать:
¾ психофизические особенности развития каждого ребенка в классе;
¾ состояние здоровья и наличие (отсутствие) определенных функций;
¾ положительные (отрицательные) стороны личности ребенка.
Педагог также должен адекватно относиться к трудностям, неизбежным в коррекционной работе с каждым учеником и тщательно продумывать стратегию помощи каждому ученику.
Учителю перед подготовкой к занятию необходимо:
¾ продумать характер и степень доступности предлагаемого каждому ребенку вида деятельности и общения;
¾ определить объем программного материала и возможность его варьирования в соответствии с индивидуальными способностями ребенка;
¾ подобрать адекватные приемы и средства обучения;
¾ оценить адекватность знаково-орудийного опосредования деятельности (вербальное, образно-графическое, жестовое).
К основным правилам организации индивидуальных занятий относятся:
1. игровая форма на основе положительного эмоционального общения с ребенком;
2. режим двигательной активности на протяжении всего занятия;
3. дозирование психической и физической нагрузки;
4. связь программного материала с повседневной жизнью ребенка.
5. многократное повторение усвоенного опыта в стандартных и изменяющихся условиях;
6. осуществление переноса сформированного опыта в нестандартные учебные ситуации и повседневную практику.
Приемы организации образовательной деятельности при осуществлении индивидуального подхода:
· введение занимательного элемента;
· дополнительные разъяснения;
· исправление ошибок;
· комментирование ответов;
· совместное выполнение различных вариантов заданий;
· использование дополнительного наглядного материала;
· дифференцированные вопросы с учетом трудностей, которые испытывает ребенок.
Учитель обязательно использует эмоционально-поддерживающую помощь: похвалу, одобрение, поглаживание, совместное выполнение действий и т.д.