Дифференцированный подход – один из путей оптимизации учебного процесса во вспомогательной школе. необходимость такого подхода в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлена многообразием особенностей их психофизического развития.
Проблемой дифференцированного подхода во вспомогательной школе занимались такие ученые, как Н.И. Еременко, О.В. Пермякова, А.В. Варская. Они предложили распределить школьников на группы с учетом общих способностей к обучению: не зависимо от учебного предмета, но с учетом степени обучаемости детей в классах, проводилось деление на сильных, средних и слабых учащихся. Однако при таком подходе не учитывались явления неоднородности развития различных сторон деятельности детей и возможности освоения отдельных предметов.
Другая группа исследователей выделила учащихся в зависимости от успешности выполнения задания. Ученики делились на две группы:
– Дети с максимальным уровнем знаний
– Дети с минимальным уровнем знаний.
Третья группа исследователей (В.В. Воронцова, З.Г. Эк) предложили выделение групп учащихся с учетом разностороннего подхода к структуре нарушения и возможностям обучаемости детей. В основу такого деления были положены способности учеников делать элементарные обобщения, словесно обосновывать выполняемые задания, широко пользоваться помощью взрослых.
В процессе дифференцированного подхода учителю важно учитывать:
1. уровень общего развития каждого ребенка;
2. состояние познавательной деятельности;
3. особенности поведения и эмоциональной сферы;
4. индивидуальные патологические отклонения.
Цель дифференцированного подхода – качественная помощь ученикам с разным уровнем познавательных возможностей путем подбора адекватных способов и средств достижения результатов.
В зависимости от трудностей, которые испытывают ученики при изучении предмета, выделяют три группы детей с различным уровнем знаний: сильные средние слабые
Трудности сильных учеников связаны с проблемами в их знаниях. Состояние нервной системы таких учеников обычно уравновешено. Помощь таким детям должна быть направлена на ликвидацию пробелов в знаниях и развитие самостоятельной деятельности. Важно поощрять учеников не столько за то, что выполнил задание, сколько за самостоятельность.
Трудности средних учеников обусловлены не только пробелами в знаниях, но и низким уровнем целенаправленных действий. Эти дети возбуждены. У них значительно нарушена эмоционально-волевая сфера. Помощь таким детям направлена на обучение приемам поэтапного выполнения задания с многократным повторением его в разных ситуациях, на воспитание произвольного внимания путем формирования интереса к самостоятельной деятельности.
Трудности слабыхучеников обусловлены стойкими нарушениями мышления и речи, замедленными темпами деятельности, заторможенностью. Они плохо понимают и выполняют инструкции, легко отвлекаются, не проявляют интереса к деятельности, мало активны в практической деятельности. Помощь заключается в поэтапном наглядном, замедленном объяснении материала, активизации внимания и максимальном стимулировании эмоционально-волевой сферы.