Самостоятельная работа представляет собой одно из основных средств обучения, которое направлено на обеспечение познавательной деятельности учащихся и овладение практическими умениями и навыками. Вопросами изучения организации самостоятельной и практической деятельности занимались М.П. Постовская, Н.А. Менчинская, Н.И. Мирский. Авторы отмечали, что дети с интеллектуальной недостаточностью в большинстве своем не могут самостоятельно пользоваться полученными знаниями на практике. Практическая направленность предмета «Человек и мир» дает возможность педагогу не только уделить внимание развитию самостоятельной деятельности детей, но и нацелить учеников на самостоятельное использование знаний в ходе практических работ.
Любая самостоятельная деятельность предполагает следующие виды действий:
1. ориентировка в задании
2. понимание цели задания
3. умение соотносить исходный компонент с предстоящей деятельностью.
Для воспитания навыка самостоятельной деятельности может быть предложена специальная система заданий, развивающая логическое мышление школьников и предусматривающая выработку практических навыков.
Самостоятельная работа может применяться:
· при объяснении нового материала с опорой на имеющиеся знания;
· при повторении и закреплении учебного материала;
· на этапе проверки знаний.
Самостоятельная работа организуется учителем с учетом общей подготовленности учеников класса. Педагог следит за ее протеканием, контролирует, направляет ребенка, используя наводящие, уточняющие, подсказывающие вопросы. Учитель может использовать прием показа и объяснения непонятных слов. Самостоятельная работа предполагает использование различных видов наглядности и дифференцированных по уровню сложности письменных заданий.
В систему самостоятельных работ входят:
Ø подготовительная самостоятельная работа – выполняет пропедевтическую роль в организации самостоятельной деятельности ученика на уроке, подготавливает психологически ребенка к самостоятельному решению учебной задачи, пробуждает интерес к предстоящей деятельности. Включает следующие компоненты: (1) подготовительную беседу; (2) многовариантность решения одной и той же задачи в разных ситуациях; (3) анализ условий будущей самостоятельной деятельности.
Ø логически-поисковая работа – способствует углублению и совершенствованию полученных знаний и дает возможность ученикам перейти от первичного познания объектов, явлений окружающей действительности, их внешних признаков к более глубокому изучению их сущности. Такая работа развивает у учеников важнейшие мыслительные процессы. Включает следующие виды: (1) самостоятельное наблюдение за объектами и явлениями окружающей среды. Главная цель – выработать у детей умение наблюдать за объектами и явлениями окружающей действительности. (2) самостоятельная работа на сравнение объектов. Чаще проводится на этапе закрепления знаний.
Ø познавательно-практическая самостоятельная работа имеет ярко выраженную жизненно-практическую направленность. Цель работы – выработка умений и навыков взаимодействия с природной и социальной средой.
Воспитание навыков самостоятельной работы усматривает два взаимосвязанных направления работы: коррекция умственного развития и воспитание умений и навыков самостоятельно выполнять ряд практических заданий. Такая работа проводится последовательно не только на протяжении учебного года во время уроков, но и при объяснении отдельных вопросов во вне-учебное время. Виды самостоятельных работ:
· по установлению причинно-следственных связей в природе и социуме;
· по выработке практических умений обращаться с окружающими предметами;
· по изучению объектов окружающей среды;
· по ориентировке в окружающем мире;
· санитарно-гигиенической направленности;
· по воспитанию трудовых навыков.
Эффективными приемами для проведения самостоятельных работ являются такие, как применение на уроке перфокарт (готовые тексты или рисунки с пропущенными буквами, словами, иллюстрациями), карточек, работа по плану, постановка опытов, моделирование жизненных ситуаций. Систематическое применение самостоятельной работы на уроке предмета «Человек и мир» способствует воспитанию самостоятельной, независимой от окружающих (по возможности) личности ребенка с интеллектуальными нарушениями.
При организации самостоятельных работ в качестве дидактических требований выдвигают следующие:
• система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач – приобретению учащимися знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать и углублять знания, применять их на практике;
• система должна удовлетворять основным принципам дидактики –доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на научном уровне;
• входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью разнообразных умений и навыков;
• последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ должна логически вытекать из предыдущих работ и готовить почву для выполнения последующих заданий.
Условия развития познавательного интереса, помогающие формировать умения у учащихся самостоятельно работать на уроке:
¾ Учебная деятельность интересна, если она разнообразна.
¾ Новое дополняет картину мира, а не разрушает ее. Чем больше новый материал связан с усвоенным ранее, тем он интереснее.
¾ Чрезмерно трудный или легкий материал интереса не вызывает.
¾ Максимально возможное вовлечение ребенка в процесс поиска.
¾ Осознание ребенком важности и необходимости изучения.
¾ Чем чаще оценивается работа ребенка (в том числе путем самопроверки, взаимопроверки), тем интереснее учиться.
¾ Учебный материал должен быть ярким, вызвать чувства удивления, радости, эстетического переживания. Если работает только интеллект, мозг работает наполовину.
Следует особо подчеркнуть, что мотивация учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова его цель, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.
Обучающие самостоятельные работы делятся, как правило, на две группы: работы по формированию знаний и работы по формированию умений.
Самостоятельная работа по формированию знаний может проводится на этапе подготовки к изучению нового материала. Правильно организованная самостоятельная деятельность учащихся с интеллектуальной недостаточностью будет способствовать активному восприятию нового материала и позволит учащимся осознать и прочно запомнить новые сведения. Самостоятельные работы, которые организуются учителем на этапе закрепления знаний, т.е. сразу после объяснения нового материала способствуют более прочному, осознанному пониманию содержание нового понятия или явления, его существенных признаков, связи с ранее изученным материалом.
Задания в самостоятельных работах по формированию знаний, как правило, должны быть репродуктивного характера. При выполнении этих работ деятельность ученика с интеллектуальной недостаточностью элементарна: происходит простое воспроизведение изученного. Однако эти работы способствуют накоплению опорных фактов, так необходимых в дальнейшем изучении материала, осознанию и прочному запоминанию новых сведений.
Поскольку самостоятельные работы по формированию знаний проводятся сразу после объяснения нового материала, то их проверка своевременно дает учителю картину понимания учащимися нового материала на самом раннем этапе его изучения.
Работы по формированию умений проводятся, как правило, на этапе формирования и закрепления умений и навыков.
Цель работы по формированию умений состоит в том, чтобы в процессе самостоятельной деятельности совершенствовались приобретенные учащимися навыки. Осуществляя подбор заданий для работ по формированию умений, следует учитывать требования к системе упражнений, направленной на формирование умения применять тот или иной прием.
Формы и виды самостоятельных работ, организуемых для детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках «Человек и мир»
Самостоятельная работа по форме может быть:
¾ индивидуальной;
¾ в парах;
¾ групповой;
¾ фронтальной;
Формы самостоятельных работ:
¾ проведение эксперимента (лабораторные работы);
¾ работа с учебником;
¾ выполнение заданий в рабочих тетрадях;
¾ выполнение заданий по карточкам;
¾ работа со средствами ИКТ:
¾ самостоятельная работа на уроках обобщения и систематизации знаний;
¾ домашние задания;
¾ задания на лето и др.
Виды самостоятельных работ можно классифицировать по следующим критериям:
по определенным разделам и темам
по степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий
а) задания, рассчитанные на воспроизводство готовых знаний
б) задания на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации
в) задания на применение знаний и умений в новых ситуациях (доступны только хорошо успевающим ученикам с легкой интеллектуальной недостаточностью)
С точки зрения развития логического мышления, различают самостоятельные работы по
¾ преобладанию того или иного приема умственной (познавательной) деятельности:
¾ на проведение сравнений по отличию и сходству
¾ на проведение анализа с последующими выводами
¾ на раскрытие причинно-следственных связей
¾ на формирование приемов обобщений
¾ на формирование приемов классификации
По дидактическим целям выделяют самостоятельные работы с целью:
¾ воспроизведение опорных знаний и умений
¾ закрепления изученного материала (задания репродуктивного и продуктивного характера, выполнение заданий с раздаточным материалом и т.д.);
¾ приобретение новых знаний и умений (составить план, назвать, составить рассказ по иллюстрации, заполнить таблицу, работа с учебником и т.д.);
¾ повторения и обобщения знаний и умения (составление таблиц, схем составление рассказов и т.д.);
¾ проверки знаний, умений и навыков (проверочные работы, тесты, письменные ответы на вопросы учителя, выполнение работ по карточкам и т.д.)
Наиболее разнообразны виды самостоятельных работ, исходя из используемого источника знаний:
1) работа с учебником
а) задания, связанные с поиском информации:
¾ найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
¾ найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации;
¾ найти и зачитать (выписать) определение понятия;
¾ прочитать текст (отрывок), выделить главную мысль, подчеркнуть карандашом;
¾ найти и выписать (подчеркнуть, назвать) примеры, имена, опорные слова для пересказа;
¾ по ходу чтения выполнить тестовые задания;
б) задания, связанные с развитием устной речи:
¾ прочитать и ответить на вопрос;
¾ прочитать и рассказать друг другу о прочитанном;
¾ «сжать» и «развернуть» информацию;
¾ почитав, рассказать о своих впечатлениях;
¾ составить предложения с новыми словами;
в) задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,
¾ ознакомившись с текстом или слушая рассказ, выделить причины явления, события, повод к нему;
¾ подобрать в тексте факты, доказывающие верность предположения;