Следует задавать такие вопросы, к ответу на которые дети уже подготовлены, но ответ требует умственных действий. Форма вопроса постоянно меняется и усложняется. От вопросов, требующих от детей выбора, следует переходить к вопросам, не включающим поясняющие слова. Затем можно переходить к вопросам, требующим умственного напряжения и самостоятельного решения на основе имеющихся знаний -
[вопросы – общие, альтернативные, служебные];
2. Поощрение и стимуляция самостоятельной деятельности с использованием различных видов наглядности и раздаточного материала;
3. При формировании представлений об объектах и явлениях окружающей действительности использование приема сравнения с эталоном, хорошо известным детям.
4. Объяснение нового материала с одновременным комментированным рисованием (весьма эффективно использование интерактивных досок с заранее подготовленными презентациями-шаблонами, а также спонтанно выполненными рисунками, в том числе с привлечением самих детей).
5. Использование обучающих и развивающих компьютерных программ.
6. Использование возможностей мультимедийных презентаций, аудио-, видео- записей, интерактивной доски.
7. Включение в учебную деятельность игр и игровых моментов.
- игры с бытовыми предметами–орудиями: «пустые–полные корзинки», «накроем кастрюли крышками» и т.д.
- игры с бросовым материалом, бумагой и тканью: «бумажные капельки», «следы на бумаге», «шумит и шелестит», «мокрое–сухое» и т.д.
- игры с природным материалом: «налей воду в стакан», «плывет–тонет»
- игры конструктивного плана: «стул для большого (маленького) мишки»
- сюжетно-отобразительные игры: «кукла тоже спит (кушает, поет,…)»
- театрализованные игры: игры–импровизации, игры на развитие воображаемых действий: «как мы спрятались под грибком»
§ настольно-печатные игры «четвертый лишний», «классификация»
§ словесные: «кто знает, тот дальше продолжает» (например, мебель – это шкаф, стул и т.д.), «съедобное–несъедобное»;
§ тематические кроссворды, например:
м
о
р
к
о
в
ь
о
г
у
р
е
ц
г
о
р
о
х
р
е
п
к
а
ч
е
с
н
о
к
п
о
м
и
д
о
р
Современные мультипликационные герои как средство повышения познавательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью
Мультфильмы, как и игра, являются своего рода символами, сигналами, вызывающими в сознании ребенка определенные реакции. Очевидно, что мультфильмы влияют на развитие ребенка: уже одно то, что эти «бегающие картинки» провоцируют игру, которая становится основой для будущей деятельности и социальных ролей, позволяет выделить их на фоне влияния окружающего мира.
Мультипликационный фильм можно использовать с целью повышения познавательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью.
Использование известных, популярных и хорошо известных детям с интеллектуальной недостаточностью героев может способствовать повышению познавательной активности детей данной категории, сделает урок более привлекательным, поможет в усвоении нового материала.
Примером мультипликационного героя, которого можно использовать на уроках «Человек и мир» как средство повышения познавательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью, является Лунтик.
«Лунтик и его друзья» — это замечательный, добрый и познавательный мультсериал, главным персонажем которого является существо, прилетевшее к нам с Луны — маленькое, пушистое и очень доброе сиреневое создание — Лунтик. Он делает первые шаги по нашей планете, узнает мир и пытается найти себя в нем, находит верных друзей и хорошую семью. Добрый юмор, красивые пейзажи, забавные сюжеты и очень яркие персонажи сериала не дадут заскучать ребенку во время просмотра удивительных и таких интересных приключений лунного гостя. Отсутствие негативных моментов в главном герое мультфильма, по задумке создателей делает детей добрее, а также обучает основам морали и этики.
Смешарики – это дружная семейка забавных круглых персонажей, каждый из которых имеет круг личных увлечений. По своей привлекательности сериал не уступает лучшим достижениям классической российской анимации. Особое внимание при создании сериала уделяется использованию природных форм и цветов, которые переключают внимание ребенка на многообразие окружающего мира, компенсируя сухость и техногенность большинства образов современности. Шарообразность персонажей символически подчеркивает их доброжелательность и миролюбие, а также позволяет ребенку легко воспроизводить полюбившихся героев.
Весьма эффективно можно использовать героев мультфильмов «Маша и медведь», «Приключения незнайки», «Приключения Буратино». «Винни Пух», «Трое из Простоквашино» и др.