Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах – один из важнейших факторов успешности учения. Все усилия педагога сформировать у детей какое-либо представление или понятие обречено на неуспех, если учеников не удалось заинтересовать предметом рассуждений.
Значение интереса для ребенка и повышение качества мыслительной деятельности для общего развития с наибольшей глубиной раскрыл Л.С. Выготский. Он вскрыл движущие мотивы, которые активизируют мысль и направленность ее в ту или иную сторону. При наличии интереса к окружающему миру ребенок активно наблюдает за интересующим его предметом или явлением, самостоятельно его обследует, пытается установить связи и сделать элементарный вывод о данном объекте. В ходе такой деятельности формируется познавательный интерес, что способствует умственному развитию ребенка.
Если занятия проводятся в естественных условиях с одновременным учетом детских интересов, стремлений, они будут способствовать возникновению интереса к изучаемому объекту. Было установлено, что интерес повышает активность мыслительных процессов, мобилизует внимание, снижает утомление, что приводит к более интенсивному и прочному усвоению знаний. Интерес также способствует более успешному применению знаний на практике.
Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта и опосредованный интерес к объекту, как к средству достижения цели деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и его интенсивности.
Воспитание интереса у детей с интеллектуальной недостаточностью происходит в несколько этапов:
1. Возникновение
2. Укрепление.
3. Развитие.
1 этап: интерес тесно связан с занимательностью. Отмечается выраженный интерес детей к увлекательным игрушкам, играм, слушанию сказок и рассказов, излагаемых живо и интересно. Важную роль на этом этапе играет новизна объекта. Сначала детей привлекает яркий характер материала и лишь затем при условии успешного выполнения задания, возникает интерес к его содержанию. Трудность предъявляемых заданий должна увеличиваться по мере развития школьника и каждое задание должно быть доступно познавательным возможностям каждого ученика. На этом этапе большое значение имеет индивидуализация заданий.
2 этап: основная роль принадлежит внешней стороне организации деятельности, т.е. живой и эмоциональный тон учителя и игровая форма работы. В отличие от 1-го этапа интерес вызывает не сам материал, а интересная форма его преподнесения.
3 этап: развитие интереса происходит в том случае, если учебная деятельность организована так, что требует самостоятельного решения практической задачи, активизирует умственную деятельность.
Интересы можно и, более того, необходимо формировать. Перечислим основные правила, которыми может руководствоваться учитель, формируя познавательные интересы детей:
– необходимо постепенно переходить от естественных интересов к прививаемым;
– объект, предлагаемый детям для изучения, не должен быть для них ни совершенно новым, ни уже хорошо известным;
– материал целесообразно располагать по концентрам, «группировать его вокруг одного стержня» (Л.С. Выготский).
Любознательность и элементарный познавательный интерес не являются врожденными качествами личности, а любопытство само по себе есть не что иное, как реакция на новизну, и отличается большей рефлекторностью, чем любознательность, а тем более – познавательный интерес. Однако миновать стадию любопытства в развитии интереса невозможно. Поскольку в силу возрастных возможностей сформировать теоретический интерес у младших
школьников с интеллектуальной недостаточностью проблематично, то правомерно поставить задачу выведения их интереса на уровень элементарного познавательного.