Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности учителя и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития
Общая классификация средств обучения:
1. Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.).
2. Электронные образовательные ресурсы (мультимедиа-презентации, мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, справочники т.п.).
3. Аудиовизуальные (слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях - Video-CD, DVD).
4. Наглядные плоскостные (плакаты, карты, иллюстрации настенные, магнитные доски и т.д.).
5. Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные).
6. Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.).
7. Тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)
Наиболее эффективно на уроках «Человек и мир» можно использовать наглядные средства обучения, которые также можно классифицировать следующим образом:
| Наглядные средства обучения
|
| Основные
| Вспомогательные
|
| Натуральные предметы:
| · Оборудование для опытов
· Экскурсионные принадлежности
· Оборудование для работы на участке
· Оборудование для демонстрации наглядных пособий
· Оборудование для уголка природы
|
| а) объекты неживой природы (песок, вода, почва, глина, воздух);
б) объекты живой природы (растения, животные).
|
| Изображения предметов и явлений (иллюстративные пособия)
|
| а) плоскостные (карты, таблицы, диафильмы, видео и кинофильмы)
б) объемные (модели, муляжи, макеты)
|