Задачи систем управления современными предприятиями зависят от требуемого уровня их автоматизации. При этом каждая задача ориентирована на конечную цель, а именно: обеспечение прибыльности, успешности и конкурентоспособности предприятия. Высокий уровень конкуренции, нестабильность экономики страны, а также непрерывное совершенствование информационных технологий обусловливают высокую сложность и наукоемкость решаемых системами управления задач. При реализации задач и функций ИСУ необходимо также учитывать уровень профессиональной подготовки сотрудников предприятия.
Если рассматривать промышленные предприятия, то для ИСУ класса ERP наиболее часто встречаются следующие задачи [4]:
1) оперативное управление производством;
2) оперативный финансовый мониторинг;
3) контроль удаленных подразделений;
4) обеспечение «прозрачности» предприятия для руководителя, инвесторов, акционеров;
5) расчет производственной себестоимости и ее оптимизация;
6) облегчение процедур аудита и сертификации производства по стандарту ISO 9000;
7) контроль хищений и перезатрат ресурсов в сбыте и производстве;
8) сокращение сроков и улучшение качества обработки заявок потребителей;
9) контроль запасов сырья;
10) стандартизация технологии управления, уменьшение зависимости от человеческого фактора;
11) создание электронных архивов коммерческой информации.
Для решения подобных задач ИСУ должна содержать необходимый и достаточный набор функций, которые можно разделить на прикладныеисистемные.Прикладные функции необходимы для автоматизации бизнес-логики предприятия, а системные – упрощают администрирование ИСУ.
Прикладные функции включаются либо в информационные, либо в аналитические подсистемы в соответствии с фазами управленческой деятельности, которые графически можно отобразить в виде функциональной схемы, представленной на рис.1.3, где стрелками указаны основные информационные и управляющие потоки, а также влияние человеческих факторов, таких, как субъективность, случайные ошибки, умышленные действия (fi, i=1, 2, ..., 10), и ограничения временных, материальных, трудовых и других видов ресурсов (qi, i=1, 2, ..., 10).
Рис. 1.3. Функциональная схема автоматизированного управления
К информационным подсистемам относятся подсистемы планирования, оперативного управления, учета и контроля, а к аналитическим – подсистемы анализа и прогнозирования.Для упрощения разработки ИСУ каждую такую подсистему декомпозируют на относительно независимые подсистемы второго уровня, предназначенные для управления конкретными объектами: кадрами, финансами, производством и т.д.
В качестве примера приведем типовую классификацию наиболее распространенных функций ИСУ для промышленного предприятия.
Прикладные функции:
Планирования:
Финансовое планирование:
Ø бюджетирование (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, штатное расписание);
Ø составление платежного календаря (календарный план расчетов с контрагентами);
Производственное планирование:
Ø вариантные расчеты себестоимости и цен на продукцию;
Ø многоуровневое калькулирование по составам изделий;
Ø калькулирование себестоимости по технологическим процессам;
Оперативного управления:
Управление документооборотом:
Ø обмен между территориально-удаленными подразделениями;
Ø контроль исполнения документов-оснований;
Управление материальными ресурсами:
Ø планирование потребностей в материальных ресурсах;
Ø контроль состояния расчетов по финансовым документам;
Ø анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
Управление кадрами:
Ø прием, перевод, увольнение сотрудников;
Ø ведение личных карточек;
Ø табельный учет;
Ø расчет заработной платы;
Техническая подготовка производства:
Ø нормирование использования производственных ресурсов;
Ø описание технологических процессов;
Ø поддержка электронного архива чертежей;
Управление качеством:
Ø контроль показателей качества;
Ø анализ показателей качества;
Учета:
Учет готовой продукции и полуфабрикатов:
Ø позаказный складской учет готовой продукции;
Ø учет брака и отходов;
Бухгалтерский учет:
Ø учет основных средств и материальных ценностей;
Ø нормативный и фактический учет прямых затрат на производство;
Ø учет начислений и удержаний заработной платы;
Ø сводный учет затрат и калькулирование фактической себестоимости;
Контроля:
Ø контроль выполнения бюджетов;
Ø контроль выполнения производственных планов;
Ø контроль выполнения календарного плана расчетов с контрагентами;
Анализа:
Ø анализ выполнения бюджетов;
Ø анализ выполнения производственных планов;
Ø анализ выполнения календарного плана расчетов с контрагентами;
Прогнозирования:
Ø прогнозирование финансовых процессов;
Ø прогнозирование производственных процессов;
Системные функции:
Ø управление доступом пользователей;
Ø настройка параметров системы.
Таким образом, задачи и функции ИСУ определяют направления разработки таких систем. При этом важно понимать, что любая работающая система является результатом развития менее сложной работающей системы, что подразумевает поэтапную реализацию и ввод в эксплуатацию функций ИСУ. Помимо этого, особое внимание сейчас уделяют интеграции и синхронизации связанных функций, поскольку именно от возможностей получения доступа к интегрированным данным, а также от скорости принятия решений значительным образом зависит эффективность ведения бизнеса. Кроме того, обязательными требованиями к разрабатываемой системе являются дружественный интерфейс пользователя, а также максимальная простота системы при эксплуатации. Важно также понимать механизмы работы всех подразделений предприятий, учитывать их специфику и степень предшествующей автоматизации. Например, нельзя полностью автоматизировать работу руководителей, так как в управлении все еще большую роль играет субъективный фактор да и степень недоверия к машинам по-прежнему велика. Поэтому при проектировании ИСУ предприятием разработчики должны не только учитывать желания руководителей предприятия, но и постараться объяснить им все возможности, которые может реализовать система на данном этапе.