русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Особенности управления АФД вуза


Дата добавления: 2014-05-01; просмотров: 718; Нарушение авторских прав


Деятельность любого крупного современного университета, института или академии с точки зрения автоматизации управления может рассматриваться как функционирование производственного предприятия, которое обладает сложной структурой управления, территориально разнесено на достаточно большой территории и выпускает специфический товар – квалифицированных специалистов. Вместе с тем организация системы управления вузом имеет свои особенности. Так, в качестве отличительной особенности вуза можно выделить относительно строгое деление его деятельности на три направления: учебно-воспитательная работа, включающая в себя подготовку бакалавров, специалистов и магистров; научно-исследовательская работа, состоящая в подготовке научно-педагогических кадров и выполнении фундаментальных и прикладных научных исследований; административно-финансовая деятельность (АФД), ориентированная на создание и поддержание материально-технической базы учебного и научного процессов. Следует отметить, что каждое из перечисленных направлений имеет свой комплекс проблем, отличных от проблем промышленного или торгового предприятия. Очевидно, что качество управления вузом в целом зависит от эффективности управления его видами деятельности, которые функционируют для достижения одной общей цели - подготовка квалифицированных специалистов для определенной отрасли народного хозяйства. Из дерева целей вуза, представленного на рис.1.6, видно, что определяющими с точки зрения достижения глобальной цели являются учебно-воспитательная и научно-исследовательская части вуза, а административно-финансовой отводится роль сопровождающей, обеспечивающей сферы, которая вместе с тем имеет значительное влияние на результаты деятельности вуза в целом. Кроме того, она имеет сложную организационную структуру (рис. 1.7), основными управляющими



Рис. 1.6. Дерево целей и задач управления вузом

Рис. 1.6. Окончание

звеньями которой являются ректор, проректор по АФД, главный инженер, заместители проректора по АФД.

В их компетенцию входят принятие и контроль исполнения административных, финансовых и хозяйственных решений и разрешение социальных проблем вуза [48]. Подготовка принятия решений за счет мер организационного и экономического характера, направленных на распараллеливание задач управления, не может обеспечить требуемую эффективность принимаемых решений, поскольку существует информационный барьер, ограничивающий способности административно-управленческого персонала к переработке информации [13, 49]. Необходимым условием полноты, своевременности и оптимальности принимаемых решений является автоматизация управления АФД вуза [50].Первые работы по автоматизации АФД в рамках создания АСУ ВУЗ, выполненные в вузах бывшего СССР, датируются 1969 г. В то время разработки велись на кафедрах Томского политехнического института, Московского энергетического института, Московского экономико-статистического института, Московского авиационного института и др. [51]. Существовавшие в то время вычислительная техника и программное обеспечение давали возможность создавать простейшие базы данных и формировать отчёты по ним. Таким образом, была достигнута поставленная цель – улучшение учёта и повышение оперативности отчётности путём автоматизации рутинных работ отдельных подразделений [48].

На следующем этапе развития АСУ ВУЗ появилась новая цель – создание единого информационного пространства в масштабах системы образования целой страны. Причиной ее появления была необходимость систематизации имеющихся разработок и анализа информации, поступающей из вузов страны на уровне Минвуза СССР.

Поэтому с 1977 г. АСУ ВУЗ стали разрабатываться централизованно на трёх иерархических уровнях: АСУ ВУЗ,

 

 

с. 1.7. (файл рис1_7.doc)

отраслевые АСУ (ОАСУ) министерств народного образования республик и ОАСУ Минвуза СССР [52]. При этом процедура разработки АСУ ВУЗ стала стандартизированной. Главным достижением этого этапа автоматизации вузов можно считать объединение разрозненных разработок АСУ ВУЗ, их систематизацию и выработку определённых подходов и методов решения проблем вузов с помощью имеющихся на тот момент инструментальных средств [48].

С начала 90-х годов ситуация изменилась. В новых экономических условиях, возникших в связи с переходом высших учебных заведений Украины в сферу рыночных отношений, возник ряд нетрадиционных проблем, связанных с финансированием основной деятельности вузов, поддержанием и сохранением их материально-технической базы, поиском и эффективным распределением внебюджетных средств финансирования, обеспечением гибкой реакции на изменения в законодательстве и отношениях с контрагентами, обеспечением платежеспособности по задолженностям [53, 54]. При этом к особенностям управления АФД относятся [55]:

1) слабая структурированность управляемых процессов;

2) наличие нескольких лиц, принимающих решения (ЛПР), и их изменяющихся во времени предпочтений к альтернативам, целям и объекту управления;

3) изменение во времени целей управления;

4) многокритериальность задач выбора решений.

Вместе с тем произошло значительное совершенствование возможностей компьютерных технологий, что показывает обзор достижений в области ИСУ предприятий, приведенный выше. У руководителей высших учебных заведений появились возможности перевода вузов на новый, более качественный уровень их управленческой деятельности. Несмотря на это, стоимость современных систем класса ERP остается недоступной для большинства вузов Украины и ближнего зарубежья. Так, например, стоимость одного автоматизированного рабочего места (АРМ) системы «Галактика», разработанной российской корпорацией «Галактика», составляет эквивалент около 2000 американских долларов, а стоимость 50 АРМов германской системы SAP R/3 достигает $1,500,000. В связи с этим руководство вуза вынуждено привлекать к разработке АСУ ВУЗ собственных разработчиков из числа сотрудников и студентов или нанимать сторонних [54]. При этом одной из центральных проблем, решаемых разработчиками, является проблема интеграции в единое информационное пространство вуза подсистем, реализованных в разное время с использованием различных программно-аппаратных средств [56]. Кроме того, если рассмотреть функциональную структуру АФД вуза, представленную в матрично-иерархической форме в табл.1.1, то становится очевидной необходимость решения информационных проблем АФД, начиная от самых загруженных управляющих звеньев – проректора, начальника ПФО, главного инженера и других руководящих работников.

Начиная с изучения именно их потребностей в информации и инструментальных средствах ее анализа, возможно разработать такую структуру информационной части системы, которая обеспечивала бы наибольшую эффективность управления АФД вуза.

При этом следует учитывать, что модели прогнозирования, планирования и оценки показателей функционирования АФД могут использовать имеющиеся результаты в области менеджмента предприятий, но должны учитывать различие в целях функционирования.

Если для предприятия – это получение максимальной прибыли, то для административно-финансовой части – поддержание на должном уровне и улучшение условий учебной и научной деятельности.

Для эффективного решения перечисленных проблем необходимо найти определённый подход, позволяющий объединить возможности

 

 

современной вычислительной техники, передовые информационные технологии, а также опыт разработок ИСУ ВУЗ, накопленный ранее, из которого следует необходимость поэтапного введения системы в эксплуатацию, начиная с проблемных процессов АФД вуза, требующих автоматизации процесса принятия решений.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типовые задачи и функции информационных систем управления | Правовое обеспечение маркетинга


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.003 сек.