1. Истоки становления классической модели дипломатии
2. Основы европейской теории равновесия и баланса сил (французская модель).
3. Модели дипломатии в странах Запада (США и др стран)
4. Дипломатическая служба тоталитарных государств
1. Истоки становления модели дипломатии
Становление профессиональной дипломатической службы прошло ряд исторических этапов. Исследования истории дипломатии свидетельствуют, что ведение внешних сношений в Древнем Египте, в Ассирии и Персидской монархии, в древней Индии и Китае отличалось эффективностью и искусной дипломатией. Рассмотрим более подробно становление моделей европейской дипломатии, поскольку та дипломатическая модель, которую мы называем современной, возникла именно в Европе и впоследствии была воспринята всем остальным миром.
В Древней Греции еще во времена Гомера существовали правила, до сих пор являющиеся непреложными условиями дипломатических отношений. Вестники-дипломаты считались носителями мира, недаром их называли «ангелос». Тогда же зародилось и понятие дипломатического иммунитета. В «Илиаде» Агамемнон шлет послов к Ахиллесу Пелиду. Те страшатся гнева Ахиллеса и уже прощаются с жизнью. Но благородный Ахиллес их успокаивает: «Ближе предстаньте: ни в чем вы не винны, но царь, Агамемнон» (перевод Н. Н. Гнедича).
В античности наиболее изощренной и, пожалуй, в чем-то близкой к современной была дипломатия греческих полисов. Полисы общались друг с другом посредством посольств. Наказы посольства получали от экклесии (народного собрания), так как Афины и ряд других полисов были демократиями. Когда посольство приезжало в другой полис, дипломаты, т.е. люди, получившие дипломы (своего рода верительные грамоты), выступали перед народным собранием и старались убедить собравшихся в правоте политики своего полиса. Поэтому членами посольств избирались преимущественно хорошие ораторы. В Греции возникло и понятие проксении - гостеприимства, прообраза будущей консульской службы, особенно института почетных консулов. Рассуждения греческого историка Фукидида о Пелопоннесской войне впоследствии использовались теоретиками, разрабатывавшими теорию равновесия сил.
Для государственного устройства античного Рима характерно сочетание республиканских и имперских черт. Его отношения с другими странами отличались ставкой на силовые приемы, а не на искусство переговоров и компромиссов, как в Греции. Однако весьма развитой была так называемая внутренняя дипломатия, т.е. система отношений центра с муниципиями и провинциями. В частности, внутренняя дипломатия стимулировала развитие законов и поощряла совершенствование административного управления. lus gentium — право народов, т.е. право, регулирующее отношения римлян с чужеземцами, в дальнейшем способствовало развитию международного права. Уже в античных моделях дипломатии — греческой и римской — мы видим прообразы двух типов международной системы: полицентричной (преследующей цель равновесия сил) и однополюсной (господство империи).
В средневековой Европе не было четкого деления на политику внутреннюю и политику внешнюю, не существовало понятия государственного суверенитета. В соответствии с каноническим правом католической церкви Римский Папа выступал верховным арбитром всех споров между правителями. Короли, герцоги, графы не могли претендовать на свой собственный суверенитет, ибо они считались вассалами Папы. Понтифик выполнял помазание на царство, созывал церковные соборы. Повсюду в католической Европе эти соборы рассматривались как подтверждение существования республики христианских народов (res publica gentium christianorum). Назначаемые Ватиканом епископы и папские нунции вырабатывали условия сосуществования (modus vivendi) различных территориальных образований, в условиях войны они стремились к скорейшему установлению божьего перемирия, при этом папские юристы на основе римского ius gentium разрабатывали Положения канонического права. Евангельская заповедь «Богу-Богово, а кесарю-кесарево, а Богу Божие» с течением времени становится основой отделения духовной сферы от светской. В свою очередь развитая дипломатия Ватикана выступает образцом для формировавшейся Светской дипломатии.
Американский правовед Гарольд Берман полагает, что важной вехой на пути возникновения государства нового типа и развития новой системы межгосударственных отношений стала так называемая папская революция, инициированная еще в XI в. папой Григорием VII. С этого времени берет начало длительный процесс секуляризации — разграничения функций светской власти и власти церковной1.
В ренессансном миропонимании возобладали светские принципы. Происходило становление нового мирового порядка, в котором на суверенитет, т.е. верховную власть, стали претендовать светские правители. Короли, герцоги, графы тщательно заботились о том, чтобы их представления о собственном статусе получили признание не только в своей стране, но и при дворах других правителей. В новой дипломатической системе посол выступал в роли герольда (уполномоченного) светского правителя. Знаменитый английский поэт того времени Джон Донн посвятил своему другу-дипломату Генри Уоттону следующие строки:
Государь—солнце, посол — луч.
Итак, указ король тебе вручает,
Поставив подпись собственной рукой.
Тебя он полномочьем облекает,
Как бы на время делая собой.
Ты в фонаре его горишь свечою.
Ты — копия, а он — оригинал.
Ты — скромный луч. Он — солнце золотое,
И этот луч он вдаль светить послал.
Процесс взаимодействия многих соперничающих между собой центров власти, прокатившиеся по Европе «коммунальные революции», подрывавшие феодальные структуры, сформировали новый международный порядок. В этом контексте происходило становление светских суверенных государств нового типа, объединенных общей историей, общей культурой и общей религией. По словам американского исследователя Чарльза Тилли, новое европейское государство своим происхождением обязано функционированию уже сложившейся европейской системы.
Римский понтифик продолжал оказывать влияние на европейскую политику, но он был не в состоянии выступать верховным арбитром отношений между осознавшими свой суверенитет правителями. Под напором секуляризации возникающая система межгосударственных отношений испытывала необходимость в создании нового регулятора этих отношений. Как писал прославленный французский теоретик XVI столетия Жан Боден, правители того времени стали понимать свою суверенность как «власть приказывать и принуждать, не подчиняясь никаким приказам или принуждению со стороны другой власти». Вставал вопрос: как строить отношения между суверенами в этой новой ситуации? Как избежать хаотичных силовых ристалищ? Если не Ватикан, то кто или что установит правила нового международного порядка?
Под воздействием присущего эпохе Возрождения обращения к античным образцам у теоретиков и мыслителей проявляется особый интерес к трудам великого древнегреческого историка Фукидида, в частности, к его анализу причин Пелопоннесской войны. По Фукидиду, война началась в результате небывалого усиления военного могуществе Афинской державы. Афиняне прямо говорили своим противникам: «Оставим в стороне пространные, изобилующие красивыми фразами, но неубедительные речи... Сильный делает то, что может, а слабый уступает»2. Чтобы не быть застигнутой врасплох, Спарта предпочла пре- вентивно сама начать военные действия против проводящих политику филы Афин.
Именно этот вывод Фукидида и лег в основу теории эквилибриума, т.е. равновесия сил как залога мира, когда, не надеясь на победу над равносильным противником, правители воздерживаются от агрессии.Теоретики Возрождения увидели в системе равновесия сил новый, пришедший на смену авторитету Ватикана светский регулятор международных отношений, обеспечивающий поддержание и сохранение мира.
Объединенные общей культурой, историей и религией многочисленные города-государства Апеннинского полуострова во многом напоминали античную полисную Грецию. Ставшая популярной идея равновесия постепенно внедряется в практику их зачастую враждебных отношений. Соблюдение равновесия предполагает «переменную геометрию» коалиций и альянсов, по необходимости изменяющих конфигурацию.
Итальянские города-государства создавали коалиции наподобие тех, в которые объединились греческие полисы в VI в. до н.э., образовав Делосский союз во главе с Афинами или Пелопонесский союз во главе со Спартой. К тому же до поры до времени Апеннинский полуостров был надежно защищен Альпами от вторжений с Севера. Северные соседи были чересчур увлечены своими внутренними проблемами, чтобы предпринимать рискованные военные походы. Так, французские и английские правители были поглощены задачей централизации власти: их первоочередной целью было создание мощных королевских армий и сильной бюрократии. Оказалось, что лишь свободные города Апеннинского полуострова могли стать той идеальной «лабораторией», в которой политику равновесия можно было испытать на практике.
Самое раннее упоминание о ренессансной концепции «равновесия сил» содержится в донесении, датированном 1439г. Венецианский Дипломат Франческо Барбаро сообщал в нем, что государство его является главной силой, действующей во имя сохранения равновесия на Апеннинах, через достижение которого лежит путь к миру. Столетие спустя Франческо Гвиччардини в «Истории Италии» подчеркнул, что правитель Флоренции Лоренцо Великолепный сделал все возможное, чтобы отношения между итальянскими государствами сохранялись в состоянии равновесия. Будучи на протяжении XV-XVI вв. наряду с Римом наиболее важным дипломатическим центром, Венеция постоянно напоминала о своих заслугах в деле сохранения равновесия между Габсбургами и их французскими соперниками.
Так, в 1599 г. венецианский посол в Риме Паоло Парута писал, что в Италии во второй половине XVI в. политическая стабильность была достигнута не столько благодаря поддержанию взаимного равновесия между итальянскими государствами, сколько за счет уже сложившегося равновесия сил между Францией и Священной Римской империей, и это, по-видимому, удерживало их от вторжения на Апеннинский полуостров.
Соблюдение равновесия требовало гибкости коалиций и союзов, достоверного знания о намерениях и возможностях правителей. Проведение подобной политики могла обеспечить лишь хорошо развитая, профессионально организованная система взаимных и постоянных дипломатических представительств, руководимых из центра соответствующими канцеляриями. В значительной мере успешному формированию новой дипломатической структуры способствовало наличие в итальянских государствах развитой правовой основы, которая была унаследована от римского lus gentium и развита в системе канонического права римской церкви. Любопытно, что ничего подобного не произошло в тот период времени в немецких княжествах: ведь и Германия тоже представляла собой множество мелких территориальных образований, имеющих общие исторические корни. Причина в том, что немецкие княжества в большинстве своем входили в состав Священной Римской империи, которая, хотя и не представляла собой единого государства, имела общие для входивших в нее государств институты. Таким образом, внешняя политика германских государств была одновременно политикой внутренней, что не могло не повлиять на становление дипломатической службы как собственно Австрии, так и немецких княжеств,
Исследователи итальянских хроник XIV в. обратили внимание на то, что на переговорах, при заключении мирных договоров, во время официальных церемоний постоянно фигурируют одни и те же лица. Это было указанием на появление дипломатов-профессионалов, способных обеспечить необходимую компетентность и преемственность политики. Необходимость следить за соблюдением равновесия потребовала постоянных наблюдателей. Становилось очевидным, что на роль наблюдателя может подходить только человек хорошо образованный, способный реально оценивать обстановку, выяснять потенциальные возможности противника, определять его ресурсы, пристально изучать намерения правящих кругов и не упускать возможности обернуть в свою пользу любую придворную интригу. Нередко в целом ряде знатных семей профессия дипломата становилась потомственной и передавалась от отца к сыну. Итальянские дипломаты впервые стали получать заработную плату, что свидетельствовало о постепенном выделении внешней политики в особую отрасль государственного управления, располагающую двоим собственным бюрократическим аппаратом.
В 1375 г. Милан и Мантуя, желая согласовывать свои действия против Вероны, обменялись послами-резидентами. В 1446 г. постоянными представительствами обмениваются миланский и флорентийский правители и приступают к переговорам о создании Лиги, призванной обезопасить Милан и Флоренцию от возможной агрессии со стороны Венеции. Во второй половине XV в. все большее число итальянских государств обменивается постоянными представителями. Естественно, что расширение сети посольств потребовало от центральных правительств большой работы как по организации управления этими посольствами, так и по сбору, обработке и анализу многочисленных депеш, ежедневно прибывающих с дипломатической почтой. С этой целью были учреждены «канцелярии», укомплектованные соответствующими специалистами и призванные непосредственно заниматься делами внешней политики.
Прообразом сложившейся в Италии системы равновесия стал союз городов Ломбардии, Венето и Эмилии, призванный в конце XII в. оказать сопротивление императору Фридриху Барбароссе. Этот союз, получивший название Ломбардской лиги, явился плодом политики папства и нового курса светских правителей. Система союзов препятствовала усилению лишь одной стороны и позволяла впоследствии синьориям, республикам и княжествам Италии достичь определенной независимости в условиях противоборства папства и империи.
Система равновесия благоприятствовала наступившему в XII— XIII столетиях процветанию итальянских государств. Однако максимальной прочности итальянское равновесие достигло во второй половине XV в. Классическим выражением равновесной стабильности стал сорокалетний период, начавшийся в 1454 г. заключением в городе Лоди мира между Миланом и Флоренцией, с одной стороны, и Венецией и Неаполем — с другой. В условиях сложившейся системы пять основных городов Италии придерживались правила сохранения общего равновесия и постоянно были готовы к заключению различных коалиций, едва лишь появлялась опасность гегемонии со стороны какого-нибудь одного из итальянских государств. Основными действующими лицами при этом были Рим и Венеция, а Милан, Флоренция, Неаполь и ряд малых государственных образований поочередно вступали в союз то с одним, то с другим соперником, во имя сохранения равновесия сил. Как писал историк Джоаккино Вольпе:
«Система равновесия стала результатом исторического процесса, длившегося на протяжении трех столетий. Он характеризовался объединением раздробленных политических образований, формированием на этой основе небольших государств, четким разграничением сфер влияния, отказом от территориальных притязаний в отношении соседних государств. Все эти небольшие, порой совсем миниатюрные, государственные образования создали единое политическое пространство, в задачу которого входило укрепление мира, сохранение территориальной целостности от внутренней или внешней угрозы, подготовка к отпору турецкого нашествия. Иными словами — цели этой системы носили в основном позитивный характер».
Под влиянием итальянской дипломатической системы происходило становление нового светского международного права и теории дипломатии. В числе наиболее известных авторов в этой области следует назвать итальянского правоведа Альберико Джентили. Приняв лютеранство и эмигрировав в Оксфорд, в 1589 г. он создал первый систематический труд в области «права народов» — «Три книги о праве войны» («De Jure Belli libri tres»), оказавший заметное влияние на знаменитого голландского правоведа Гуго Гроция. Альберико Джентили утверждал, что Европа должна защищать себя от появления слишком сильной державы. Хотя он и не употребил термин «равновесие», совершенно очевидно, что его предупреждение основывалось на теории баланса сил.
В этом ученом трактате нашли отражение такие новые черты международных отношений, как становление постоянной дипломатии, усиление роли международного права. Джентили высказывался за сближение светских и канонических направлений международного права и дипломатической теории, подчеркивая, что религиозные разногласия не могут служить поводом для отказа от межгосударственных дипломатических отношений. Вовсе не конфессиональная принадлежность и не вопросы веры играют главную роль в положении государств и их посольств, полагал он, а истинное место государства в международной политике. С принципиально новой точки зрения Джентили осветил и вопрос о войне. По его мнению, войны должны вестись в соответствии с принципами права и гуманности.
Теория дипломатии, иерархия посольств, посольский церемониал» профессиональные навыки и знания нашли отражение в другом его трактате — «Три книги о посольствах» («De Legazionibus libri tres»). В нем Джентили рассуждал об основных видах посольств, предпринимал весьма пространные экскурсы в историю посольств, основываясь да античных источниках. Итальянский эмигрант-правовед подчеркивал, что законный посол неприкосновенен в силу своего правового статуса. В свою очередь посол подчиняется международному праву, которое превосходит все виды права. Именно международное право является основой посольского права. Его следует использовать как в целях защиты посла, так и против его незаконных действий. Джентили выдвинул мысль о том, что коль скоро дипломатическая служба превратилась в профессию, то государство должно взять на себя оплату расходов посольства.
Широкую известность получают письма из миссий Никколо Макиалвелли, ставшие, по меткому определению известного американского историка Уильяма Прескотта, «самым настоящим учебником для дипломатов». В начале XVII в. появляется «Посол», принадлежащий перу французского дипломата Жана Хотмана (1603), под таким же названием пишет свой труд итальянец Гаспаре Брагачча (1627). Вопросы поведения послов привлекают внимание Роберта Коттона (1651), к концу века голландский дипломат Абрахам де Викфорт издает книгу «Посол и его функции» (1680 г.). Знаменитый немецкий философ и ученый Готфрид Лейбниц издает «Правовой кодекс дипломатов» (1693). Голландский юрист Комелис ван Бинкершок исследует проблемы дипломатического иммунитета (1721).
В начале века Просвещения появляется знаменитый трактат Франсуа Кальера «О способах ведения переговоров с государями» (1716). Кальер категоричен: «Послам не надлежит войну производить. Звание их есть должность миролюбивая». Лучшие страницы книги великого французского дипломата посвящены искусству переговоров. Главное качество переговорщика заключается в умении убеждать. Французский Дипломат подчеркивает, что искусство убеждать (в отличие от умения навязывать свою волю силой оружия) является мастерством тонкого намека, техникой, способной заставить партнера поверить в то, что он нашел полное понимание своей позиции и все усилия были совместно направлены на поиск взаимоприемлемого решения. Под этим Углом зрения Кальер рассматривает существующие дипломатические институты. Не случайно в понятие дипломатического иммунитета он вкладывает не только правовое содержание. Неприкосновенность посла есть, прежде всего, непременное условие создания атмосферы максимального доверия между профессиональными переговорщиками. В противном случае, спрашивает Кальер, каким образом участники переговорного процесса смогли бы найти взаимоприемлемые решения, оказавшись в непростых и, казалось бы, безвыходных ситуациях? Успешный исход переговоров зависит не только от действенности дипломатических законов, в значительной мере он обусловлен личными качествами самого посла.
Идея равновесия постепенно выходит за пределы Апеннинского полуострова и распространяется на другие страны и континенты. Опасения европейских правителей в отношении мощи двух соперников — Карла V и Франциска I — навели на мысль о необходимости уравновесить потенциальных противников совместными усилиями. В 1584 г. лидер гугенотов Филипп Дюплесси-Морнэ со всей определенностью высказался о балансе сил между Францией и Испанией. Он предсказал образование англичанами, голландцами, датчанами, венецианцами, швейцарскими кантонами и даже турками альянса с французами, направленного против Испании. Томмазо Кампанелла в «Политических речах, адресованных правителям Италии», утверждал, что австрийские Габсбурги и Оттоманская империя прекрасно уравновешивают друг друга.
Требования к ИИК (см.п.3.1, 3.2, 3.3,3.4 цитировавшегося выше приложения 11.1)
- класс точности ТТ и ТН не хуже 1,0. При новом строительстве энергообъектов для присоединений мощностью 100 МВт и более не хуже 0,2S и 0,2 для ТТ и ТН соответственно.Для остальных присоединений класс точности 0,5S и 0,5 для ТТ и ТН.
- потери напряжения во вторичных цепях ТН не более 0,25 %.
- класс точности счетчиков электрической энергии не хуже 0,5S. Наличие энергонезависимой памяти глубиной не менее 35 суток, встроенные часы с погрешностью не более ± 5 с/сутки, наличие Журнала событий для автоматической фиксации попыток несанкционированного доступа, фактов коррекции текущего времени часов счетчика, перерывов электропитания.
Требования к ИВКЭ (см.п.4 приложения 11.1)
· промышленное исполнение технических средств ИВКЭ, обеспечивающее непрерывное функционирование ИВКЭ с периодическим доступом обслуживающего персонала. В отсутствие ИВКЭ его функции выполняет ИВК.
· требования к программируемым контроллерам (УСПД):
- защита от несанкционированного доступа,
- автоматический сбор и хранение результатов измерений по цифровым и числоимпульсным интерфейсам,
- предоставления интерфейса доступа к собранной информации,
- синхронизация времени УСПД и связанных с ним счетчиков электрической энергии.
Требования к ИВК (см.п.5 приложения 11.1):
- автоматический регламентный сбор и хранение измерительной информации со всех ИВКЭ системы,
- хранение собранных результатов не менее 3,5 лет,
- автоматическое ведение Журналов событий,
- возможность санкционированного доступа к результатам измерений.
Требования к метрологическому обеспечению и метрологическим характеристикам АИИС (см.п.7 приложения 11.1)
7.1. Метрологическое обеспечение АИИС в соответствии с ГОСТ Р 8.596 должно включать в себя следующее:
- разработку и аттестацию МВИ электроэнергии (мощности) и МВИ других физических величин, связанных с измерениями при коммерческом учете;
- утверждение типа и испытания АИИС с целью утверждения типа в соответствии с МИ 2441;
- поверку АИИС;
- метрологический надзор за состоянием, применением и эксплуатацией средств измерений (учета) и АИИС в целом;
- метрологический надзор за аттестованными МВИ, соблюдением метрологических правил и норм.
7.2. Средствами измерений, на которые распространяются требования, указанные в п.2.5. настоящих Технических требований, являются: АИИС, измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики коммерческого учета электроэнергии, информационно-измерительные комплексы электроустановок и система обеспечения единого времени.
7.3. Поверке подлежат отдельные ИИК, внесенные в Государственный реестр средств измерений. Поверка производится в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми по результатам испытаний по утверждению типа средства измерений.
7.4. До момента ввода АИИС в постоянную эксплуатацию должна быть проведена метрологическая поверка агрегатных элементов измерительного тракта (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики, а также промышленный контроллер, если он осуществляет функцию синхронизации времени), что должно быть подтверждено свидетельством о поверке. Поверка производится в соответствии с Приказом Госстандарта Российской Федерации от 18 июля 1994 года №125.
7.5. В соответствии с требованиями закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» до сдачи АИИС в постоянную эксплуатацию заявитель должен разработать и аттестовать в установленном порядке МВИ для каждого ИИК. Разработку МВИ необходимо проводить в соответствии с ГОСТ Р 8.563.
Нормы основной относительной погрешности измерения по каждому ИИК, не должны превышать
- предел относительной погрешности измерений по каждому ИИК для cosj ³ 0,8 не хуже 2,9 % в диапазоне нагрузок 2-20 % и не хуже 1,7 % для диапазона нагрузок 20 -120 %,
- предел относительной погрешности измерений по каждому ИИК для cosj в интервале 0,5 - 0,8 не хуже 5,5 % в диапазоне нагрузок 2-20 % и не хуже 3,0 % для диапазона нагрузок 20 -120 %.
Требования к программному обеспечению отражены в ГОСТ Р 8 654-2009 и лекции 5.2 программы курса.
Основные принципы составления психокоррекционных программ
Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:
1. Принцип системности (единства) коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих.
Это объясняется тем, что каждый ребенок находится на 3 различных уровнях развития: на уровне благополучия, соответствующем норме развития (развивающие задачи с учётом сензитивного периода и задач возраста); на уровне риска — это означает, что есть угроза возникновения потенциальных трудностей развития (профилактические); и на уровне актуальных трудностей развития (коррекционные), объективно выражающихся в различного рода отклонениях от нормативного хода развития. Это может быть связано с законом неравномерности развития. Отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного развития закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой вероятностью приводят к отставанию в развитии логического операционального интеллекта. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.
Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым специальных коррекционных мероприятий. Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон личности ребенка посредством механизма компенсации (пример). Кроме того, любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.
Таким образом, психокоррекционный процесс, как правило, осуществляется на основе программ решающих задачи трех уровней:
- коррекционного — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
- профилактического — предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
- развивающего— оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
2. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает возможность проведения коррекционного процесса только на основе предварительной профессиональной диагностики.
3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: 1) симптоматическую и 2) каузальную (причинную). Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Напротив, коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента. Очевидно, что только устранение причин, лежащих в основе нарушения развития, может обеспечить наиболее полное разрешение проблем, ими вызванных.
Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца разрешить переживаемых клиентом трудностей.
Показателен в этом отношении пример с коррекцией страхов у детей. Применение метода рисуночной терапии дает значительный эффект в преодолении симптоматики страхов у детей. Однако в тех случаях, когда причины возникновения страхов и фобий у детей лежат в системе детско-родительских отношений и связаны, например, с эмоциональным неприятием ребенка родителями и его глубинными аффективными переживаниями, изолированное применение метода рисуночной терапии, не сопряженного с работой по оптимизации родительской позиции, дает лишь нестойкий, кратковременный эффект.
Избавив ребенка от страха темноты и нежелания оставаться одному в комнате, через некоторое время вы можете получить в качестве клиента этого же ребенка, но уже с новым страхом, например — высоты. Только успешная психокоррекционная работа с причинами, вызывающими страхи и фобии (в данном случае работа по оптимизации детско-родительских отношений), позволит избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития.
Принцип приоритетности коррекции каузального типа означат, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии клиента.
4. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Основываясь на деятельностный принцип коррекция осуществляется через организацию деятельности ребёнка.
5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей клиента согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности — с другой.
Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
Учет индивидуальных психологических особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы, программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с его индивидуальностью, утверждая право клиента на выбор своего самостоятельного пути.
Коррекционная программа никоим образом не может быть программой усредненной, обезличенной или унифицированной. Напротив, через оптимизацию условий развития и предоставление ребенку возможностей для адекватной широкой ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации пути развития клиента и утверждения его «самости».
6. Принцип комплексности методов психологического воздействия. Принцип комплексности методов психологического воздействия, являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.
Известно, что большинство методов, широко используемых в практике, разработаны в зарубежной психологии на теоретических основах психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии, гештальтпсихологии и других научных школ, весьма различны и противоречиво трактуют закономерности психического развития. Однако ни одна методика, ни одна техника не являются неотчуждаемой собственностью той или иной теории. Критически переосмысленные и взятые на вооружение, эти методы представляют собой мощный инструмент, позволяющий оказать эффективную психологическую помощь клиентам с самыми различными проблемами.
7. Принцип активного привлечения ближайшего социльного окруженияк участию в коррекционной программе определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента.
Система отношения ребенка с близкими взрослыми, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.
8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Это эффективный путь коррекции интеллектуального и перцептивного развития. Развитие человека не является единым процессом, оно гетерохронно. Поэтому зачастую в детском возрасте отстает развитие произвольных процессов, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.
9. Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.
10. Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого — к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.
11. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.
12. Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.
Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит, прежде всего, от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.