Для осуществления коррекционных воздействий необходимы создание и реализация определенной модели коррекции: общей, типовой, индивидуальной.
Общая модель коррекции — это система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития системности мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и т.д.; щадящий охранительный характер проведения занятий, учитывающий достояние здоровья клиента (особенно у клиентов, переживших посттравматический стресс, находящихся в неблагоприятных социальных и физических условиях развития). Необходимо оптимальное распределение нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, контроль и учет состояния клиента.
Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий по типовой схеме, с использованием общепринятой последовательности действий.
Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.
Различают три позиции психолога в отношении клиента:
1. «Делай как я» - психолог показывает клиенту эффективный способ поведения и обучает его выполнения, добиваясь соответствия образцу. Психолог берёт ответственность за эффективность данного способа действия (характерно для американской семейной психологии).
2. «Давай сделаем вместе» - поиск и нахождение эффективного способа осуществляют вместе психолог и клиент. Эта позиция предполагает осознание своего внутреннего мира клиентом и ориентацию на свои возможности, но ориентацию весьма ограниченную в вариантах
3. «Давай подумаем как сделать лучше» - психолог расширяет возможности в выборе способа поведения у клиента, но выбор конкретного способа предоставляет самому клиенту.
Целесообразность каждой позиции определяется конкретными задачами коррекции.
Существуют стандартизированные и свободные (ориентированные на настоящий момент) ПК программы.
В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед началом осуществления коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной программы.
Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.