Традиция ведения бухгалтерского учёта существует много веков, появилась одновременно с письменностью. Первое описание практического применения двойной бухгалтерии дано математиком Лукой Пачоли в Трактате о счетах и записях в 1494 г., в период становления и развития всемирной торговли.
Основной целью учёта Пачоли считал ведение своих дел в должном порядке и как следует, чтобы можно было без задержки получить всякие сведения, как относительно долгов, так и требований. Пачоли писал: “Сначала купец должен составить подробно свой инвентарь”. В качестве регистров им допускались как свободные листы, так и книги. Последовательность расположения статей в инвентаризационной описи была обусловлена степенью защиты имущества от возможных утрат. Начинать надо было с предметов, “которые более ценны и легко утрачиваются, как-то: наличные деньги, драгоценности, серебряные изделия и пр.” Пачоли в текущем учёте предполагал оценку по себестоимости.
При характеристике факта хозяйственной жизни выделял четыре момента, которые должны быть отражены в учёте:
1. субъект (прикладывающий к чему-либо своё воздействие);
2. объект (предмет, явление, на который направлена какая – либо деятельность);
3. время;
4. место.
Пачоли являлся основоположником двойной записи, позволяющей выверить ошибки в разноске. Пачоли считал баланс “способом переноса содержания одной Главной книги в другую”.
На современном этапе развития экономики основными элементами бухгалтерского учёта являются:
1. документация;
2. инвентаризация;
3. калькуляция;
4. счета бухгалтерского учёта;
5. двойная запись;
6. баланс.
Использование элементов регламентируется действующим законодательством.