Согласно определению М. Хаммера и Дж.Чампи [167] реинжиниринг бизнес-процессов (BPR - Business Process Reengineering) определяется как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов (БП) для достижения коренных улучшений в основных показателях деятельности предприятия: сроках, качестве, затратах и сервисе».
Реинжиниринг по своей сути предусматривает замену старых методов управления новыми, более современными и на згой основе резкое улучшение основных показателей деятельности предприятий [108].
Целью реинжиниринга бизнес-процессов (РБП) является системная реструктуризация материальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания.
Для компаний с высокой степенью диверсификации бизнеса, многообразием партнерских связей реинжиниринг бизнес-процессов обеспечивает решение следующих задач:
• определение оптимальной последовательности выполняемых функций, которое приводит к сокращению длительности цикла изготовления и продажи товаров и услуг, обслуживания клиентов, следствием чего служат повышение оборачиваемости капитала и рост всех экономических показателей фирмы;
• оптимизация использования ресурсов в различных бизнес-процес сах, в результате которой минимизируются издержки и обеспечи вается оптимальное сочетание различных видов деятельности;
• построение адаптивных бизнес-процессов, нацеленных на быст рую адаптацию к изменениям потребностей конечных потребите лей продукции, производственных технологий, поведения конку рентов на рынке и, следовательно, повышение качества обслужи вания клиентов в условиях динамичности внешней среды;
• определение рациональных схем взаимодействия с партнерами и клиентами и как следствие, рост прибыли, оптимизация финансо вых потоков;
• синхронизация и координация одновременно выполняемых про цессов.
Реинжиниринг бизнес-процессов, проводимый с определенной периодичностью, например один раз в 5-7 лет, направлен в последующем на непрерывный инжиниринг бизнес-процессов, т.е. постоянную адаптацию бизнес-процессов к изменяющейся внешней среде.
Реинжиниринг бизнес-процессов наиболее эффективен на предприятиях, для которых характерны следующие особенности:
• диверсификация товаров и услуг (ориентация на различные сег менты рынка), вызывающая многообразие бизнес-процессов;
• работа по индивидуальным заказам, требующая высокой степени адаптации базового бизнес-процесса к потребностям клиента;
• внедрение новых технологий (инновационных проектов), затраги вающих все основные бизнес-процессы предприятия;
• многообразие кооперативных связей с партнерами предприятия и поставщиками материалов, обусловливающих альтернативность построения бизнес-процесса;
Реинжиниринг бизнес-процессов выполняется на основе применения инженерных методов и современных программных инструментальных средств моделирования бизнес-процессов совместньши командами специалистов компании и консалтинговой фирмы.
В соответствии с определением Е.Г. Ойхмана и Э.В. Попова: «Реинжиниринг бизнеса предусматривает новый способ мышления -взгляд на построение компании, как на инженерную деятельность. Компания или бизнес рассматривается как нечто, что может быть построено, спроектировано или перепроектировано в соответствии с инженерными принципами» [87]. К инженерным методам относят прежде всего методы конструирования, моделирования, расчетов эффективности.
Реинжиниринг бизнес-процессов нельзя отождествлять с решением таких задач, как автоматизация процессов обработки информации, реинжиниринг программного обеспечения, реорганизация организационной структуры, улучшение качества продукции и услуг, которые могут решаться самостоятельно и независимо друг от друга, однако предполагается их обязательное комплексное решение при реинжиниринге бизнес-процессов.
Важнейшими принципами реинжиниринга бизнес-процессов являются следующие [167]:
• Несколько рабочих процедур объединяются в одну, происходит «горизонтальное сжатие процесса». В результате достигается многофункциональность рабочих мест.
• Исполнители принимают самостоятельные решения, осуществля ется «вертикальное сжатие процесса». Следствием является по вышение ответственности, заинтересованности в результатах сво его труда работника
• Шаги процесса выполняются в естественном порядке, обеспечи вается «распараллеленность процесса». В этом случае работа вы полняется в том месте, где это целесообразно.
• Процесс имеет многовариантное исполнение, повышается адап тивность процесса к изменению внешней среды.
• Уменьшается количество проверок, минимизируется количество согласований.
• Менеджер процесса (case-manager) обеспечивает единую точку контакта с клиентом.
• Преобладает смешанный централизованно-децентрализованный подход, в результате реализации которого происходит делегиро вание полномочий по принципу "сверху-вниз".
Анализ рассмотренных подходов к реструктуризации предприятий на основе концепции процессного управления показывает наибольшую перспективность реинжиниринга бизнес-процессов, который, с одной стороны, реализует все основные достоинства остальных рассмотренных подходов, а, с другой стороны, обеспечивает кардинальное повышение эффективности деятельности предприятия за счет пересмотра характера взаимодействия подразделений в рамках управляемых бизнес-процессов применительно к специфике предприятия. Для ускорения и повышения качества разработки проекта реин жиниринга бизнес-процессов необходимо использовать методологии, обобщающие опыт его осуществления для различных классов предприятий и внедрения информационных систем.