Каждое последующее звено макропроцесса может выступать в роли заказчика или клиента для предшествующего звена процесса (см. рис. 1.1).
Выход
Вход
Требование Интерфейс Требование
Поставщик
->■ Клиент
Бизнес-процесс
(Продукт/ услуга)
(Исходный материал)
Владелец процесса
Рис. 1.Интерфейс бизнес-процесса с помощью требования
В схеме взаимодействия бизнес-процессов «клиент-исполнитель» цепочка создания добавленной стоимости организуется не на основе директивных заданий, а на основе договорных отношений, в которых оговариваются условия поставок (вид продукции/услуг, внутренние цены, особые условия).
Интерфейс бизнес-процессов с помощью плана-графика
На однородных предприятиях схема множества двухсторонних договорных отношений «клиент и исполнитель» может быть заменена на схему «1 владелец процесса - N владельцев ресурсов». Клиент процесса в этом случае становится единоличным владельцем некоторого макропроцесса, координирующим выполнение отдельных бизнес-процессов, а владельцы отдельных процессов превращаются, по сути, во владельцев ресурсов или, точнее, в поставщиков необходимых ресурсов.
Владелец процесса (ИНТЕРФЕЙС - план-график)
1
F
Функция 1
Функция 2
Ресурс 1 Ресурс 2 Ресурс N
Владельцы ресурсов
Рис. 2. Интерфейс бизнес-процесса с помощью плана-графика
Использование планов-графиков, устанавливающих четкие временные рамки и ответственность владельцев ресурсов, устраняет процесс согласования работ между взаимодействующими бизнес-процессами, но добавляет вспомогательный процесс создания и кор-4>ектировки единых регламентирующих плановых документов.
В обоих случаях организации интерфейсов между бизнес-процессами происходит существенное изменение организационной структуры предприятия. При этом наиболее целесообразной организационной формой становится матричная структура, которая разделяет структурные подразделения на основные (процессные) и обеспечивающие (ресурсные) подразделения и вводит между ними обязательность договорных отношений.
Матричная структура управления строится на основе принципа двойного подчинения исполнителей. С одной стороны, исполнители процессов подчиняются в долговременном аспекте непосредственному руководителю ресурсного подразделения, который предоставляет персонал и другие ресурсы менеджеру процесса (руководителю проекта). С другой стороны, исполнитель в оперативном плане подчиняется менеджеру процесса, который наделен необходимыми полномочиями и несет ответственность за сроки, качество и затраты на выполнение бизнес-процесса.
Координация бизнес-процессов процессных и ресурсных подразделений, как правило, в оперативном плане осуществляется на основе календарных планов-графиков или заказов, а в долговременном плане - на основе договоров, которые регламентируют условия взаимодействия между структурными подразделениями.
Введение матричной организационной структуры, процессной структуры наряду с существующей функциональной структурой обусловливает развитие экономических отношений внутри организации. Как правило, развитие экономических отношений внутри предприятия на основе сочетания принципов бюджетирования и самоокупаемости потенциально способствует повышению эффективности всех его основных и обеспечивающих бизнес-процессов.
Следует отметить, что абсолютизация идеи рыночного функционирования подразделений предприятия способна нанести урон его системной целостности и послужить тормозом его стратегическому развитию. Это может произойти в том случае, когда ресурсным подразделениям будет выгоднее обслуживать сторонние организации, чем процессные подразделения самого предприятия. Поэтому функционирование процессных и ресурсных подразделений предприятия должно быть скоординировано и должно осуществляться в русле его стратегических и тактических целей, закрепленных в коллективном договоре, устанавливающем рамки хозяйственной самостоятельности подразделений предприятия.
Без тщательной проработки проекта реструктуризации предприятия на принципах процессного управления в результате его внедрения могут произойти усложнение организационной структуры предприятия и утрата общей управляемости. Поэтому очень важно провести экономическое обоснование выполняемого проекта на базе рационального выбора метода реструктуризации предприятия и применения формализованных методик выделения, моделирования и структуризации бизнес-процессов.
Решение задачи эффективного выделения бизнес-процессов в рамках цепочек создания добавленной стоимости определяет организацию планирования и координации работ, распределение материальных и финансовых ресурсов, в конечном счете, достижение стратегических целей предприятия.
4. Анализ подходов к управлению на основе концепции процессного управления
Концепция управления бизнес-процессами в различной степени реализована в следующих подходах:
• MRP (Manufacturing Resource Planning) - планирование ресурсов производства;
• TQM (Tdal Cuafty Management) - всеобщее управление качеством;
• BPR (Business Process Reingeneering) - реинжиниринг бизнес- процессов.
Проанализируем перечисленные подходы более подробно.
Системы планирования ресурсов
Одной из наиболее распространенных концепций комплексного управления ресурсами предприятия является концепция MRP, которая в настоящее время является стандартом и поддерживается APICS (American Production and Inventory Control Society - Американское общество управления производством и запасами) [18].
Сущность применения систем планирования ресурсов заключается в оптимизации использования ресурсов для выполнения целевой производственной программы по всей цепочке взаимосвязанных бизнес-процессов. Интеграция бизнес-процессов осуществляется на основе общего плана, связывающего все взаимодействующие структурные подразделения в одну производящую цепь. В соответствии с планом бизнес-процессы в дальнейшем выполняются, контролируются, координируются и модифицируются в связи с возникающими отклонениями.
Планирование деятельности предприятия выполняется на нескольких уровнях. На уровне бизнес-планирования определяется стратегия выпуска основных видов продукции и оказания видов услуг с учетом маркетинговых, производственных и финансовых возможностей. Горизонт планирования объемов производства продукции направлен по крайней мере на один год работы предприятия, но в принципе ориентирован на более отдаленную перспективу и зависит от прогноза смены поколений продукции, как правило, 2-5 лет.
На этом уровне определяются основные виды деятельности и их объемные характеристики. Бизнес-план имеет характер ориентира ,г1я организации финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в частности для планирования установки производственных и сбытовых мощностей, найма работников, капитальных вложений и привлечения финансовых средств. Бизнес-планы, как правило, ежегодно корректируются или по мере необходимости в связи с изменением конъюнктуры рынка пересматриваются.
В современных системах планирования ресурсов для целей анализа эффективности бизнес-процессов имеются специальные подсистемы контроллинга или управленческого учета, в которых предусмотрен учет затрат по видам деятельности в разрезе центров ответственности, видов продукции и услуг, что облегчает задачу идентификации эффективных путей развития предприятия.
На уровне составления производственной программы происходит детализация плана по конкретным сегментам рынка и периодам времени. При составлении учитываются имеющиеся мощности каналов дистрибуции, производственные мощности, финансовые ресурсы. Производственная программа является основанием для финансового планирования (бюджетирования) всех взаимодействующих бизнес-процессов: сбыта, производства, закупок материалов и оборудования, найма работников и т.д. Обычно производственная программа и соответствующий ей бюджет утверждаются на совете директоров предприятия и готовятся совместно планово-экономическим и финансовым управлениями.
На уровне составления графика выпуска продукции (MPS - Master Production Scheduling) осуществляется детализация плана по конкретным видам продукции и периодам времени (например, месяцам), который имеет статус производственного задания, обязательного для выполнения. На основе графика выпуска продукции осуществляется определение потребности в материалах (MRP - Material requirement planning), в производственных мощностях (CRP - Capacity requirement planning) и персонале (PRP - Personal requirement planning) с учетом имеющихся запасов и ресурсов. При недостаточности ресурсов план-график выпуска продукции корректируется до тех пор, пока не будут сбалансированы все ресурсы. Составление производственных заданий может осуществляться централизованно, например планово-экономическим отделом.
На уровне оперативно-календарного планирования, выполняемого в пределах от одного до нескольких дней (период планирования, как правило, соответствует выпуску одного изделия или партии изделий), происходит синхронизация множества одновременно выполняемых процессов путем определения порядка запуска изделий/партий в производство и передачи на следующие операции. Оперативно-календарные графики составляют ответственные функциональные подразделения: отделы сбыта, производства, закупок, исходя из запланированных на предыдущем шаге производственных заданий и учитывая портфель реально поступивших заказов.
На практике составленные оперативно-календарные планы редко выдерживаются со стопроцентной точностью, в лучшем случае процент выполнения плана составляет 80-90% [53J. Объясняется это тем, что планы и графики, как правило, составляются из средних показателей функционирования как внешней среды, так и внутренних подразделений предприятия, плохо адаптируются к изменениям рыночной конъюнктуры.
Для выполнения оперативно-календарного плана огромную роль играет оперативная координация процессов, например, информация о задержках в поставке материалов должна своевременно поступить на перепланирование производственного процесса, что редко делается, поскольку подразделения напрямую не связаны между собой. Локальная эффективность деятельности подразделений может привести к общей неэффективности, например, закупка дешевого некачественного сырья экономит затраты на приобретение, но приводит к перерасходу материалов на стадии производства для устранения брака. Для повышения эффективности функционирования предприятия в условиях локальных сбоев и нарушений поставок, как правило, создают резервные запасы, которые увеличивают внутрипроизводственные затраты.
Таким образом, для организации бизнес-процессов в системах планирования ресурсов характерны следующие недостатки:
• ориентация в большей степени на оптимизацию использования ресурсов для всех видов деятельности и, следовательно, недоста точное внимание к качеству выполнения процессов для конкрет ных заказов (потребителей);
• высокие затраты на производство, связанные с необходимостью ре зервирования ресурсов на случай нарушений графиков в силу недос таточной координации взаимодействия исполнителей процессов.
Общий вывод заключается в том, что в системах планирования ресурсов оперативное управление бизнес-процессами осуществляется фрагментарно, на уровне отдельных участков (центров затрат), что не способствует в полной мере эффективному удовлетворению потребностей потребителей.