факторы, создающие условия для роста производительности труда
• уровень развития науки; организация общественного производства; укрепление трудовой дисциплины; повышение профессионально-квалификационного уровня работников предприятия и т. д.
факторы, способствующие росту производительности труда
• стимулирование работников предприятия; улучшение организации труда, производства и управления; рациональное распределение и кооперирование труда; рациональное построение трудового процесса; правильная расстановка оборудования и рабочей силы; эффективная организация рабочих мест; улучшение нормирования труда
факторы, непосредственно определяющие уровень производительности труда
• факторы, непосредственно определяющие уровень производительности труда
Организация и нормирование труда
Организация труда - совокупность методов наиболее рационального соединения рабочей силы со средствами производства с целью достижения высокой производительности труда и сохранения здоровья работников.
Основные направления совершенствования организации труда:
• совершенствование форм разделения и кооперации труда;
• рационализация приемов и методов труда;
• улучшение организации и обслуживания рабочих мест;
• совершенствование нормирования труда;
• улучшение подготовки и повышения квалификации работников;
• укрепление дисциплины труда;
• совершенствование мотивации труда;
• улучшение условий труда.
Нормирование труда – определение необходимых затрат рабочего времени на выполнение определенного объема работ в конкретных организационно-технических условиях.
Рабочее время – установленная законодательством продолжительность рабочего дня (рабочей недели), в течение которого рабочий выполняет порученное ему.
Рабочее время содержит две части:
• время, связанное с выполнением задания (нормируемое время),
• время потерь (ненормируемое время).
Методы изучения рабочего времени – это способы получения информации о состоянии использования фонда рабочего времени, рациональности выполнения производственной операции с целью повышения производительности труда.
Основные виды изучения затрат рабочего времени относятся:
• хронометраж,
• фотография рабочего дня (ФРД),
• фотография методом моментных наблюдений
• фотохронометраж.
Хронометраж – измерение затрат рабочего времени на операции путем измерения затрат на выполнение отдельных их элементов.
Фотография рабочего дня (ФРД) изучает и фиксирует все затраты рабочего времени, которые возникают на рабочем месте в течение смены или части смены.
Применяется к рабочим и служащим, к руководителям и специалистам.
ФРД состоит из этапов:
q подготовка к наблюдению,
q непосредственное наблюдение,
q обработка и анализ данных наблюдений,
q разработка мероприятий по устранению потерь рабочего времени.
q
Самофотография рабочего дня- рабочий сам записывает в специальную карточку размеры потерь рабочего времени с указанием причин, их вызвавших.
Метод моментных наблюдений применим как для рабочих, так и для служащих. Моментные наблюдения осуществляют в процессе обхода, когда наблюдатель, следуя определенным маршрутом, фиксирует в виде точки, линии или индекса то, что происходит на данном рабочем месте в момент его посещения.
Фотохронометраж – это комбинированное изучение операций, когда одновременно в одном измерении проводится и ФРД, и хронометраж.
Основные понятия процессного управления
Современные предприятия имеют сложную структуру, обусловленную многопрофильностью деятельности, территориальной рас-нределенностью подразделений, большим числом кооперативных связей с партнерами. При этом возрастает динамичность финансово-хозяйственной деятельности предприятия, связанная с постоянно изменяющимися потребностями рынка, ориентацией производства товаров и услуг на индивидуальные потребности заказчиков и клиентов, непрерывным совершенствованием технических возможностей и сильной конкуренцией, которые объясняют повышенное внимание в современных условиях менеджмента к адаптивной организации множества видов деятельности предприятия.
Вид деятельности предприятия соответствует в терминологии [168] стратегическому полю бизнеса и имеет следующие отличительные признаки:
• характеризуется самостоятельным решением рыночных задач пу тем продажи собственных продуктов и услуг в рамках четко сформулированных целей;
• имеет ясно определенных внешних конкурентов, с которыми эта стратегическая единица конкурирует;
• обладает относительной хозяйственной самостоятельностью при реализации ключевых хозяйственных функций (разработка, про изводство, сбыт), несет определенную ответственность за резуль таты хозяйственной деятельности, имеет при необходимости соб ственную систему планирования, учета и контроля.
Задача реструктуризации предприятия сводится к формированию такого портфеля видов деятельности предприятия, который бы обеспечивал его устойчивое функционирование в долговременной перспективе с постоянным развитием его потенциала.
Основой определения содержания и структуры видов деятельности является концепция цепочки создания добавленной стоимости (value-added chain), разработанная М. Портером [96]. Цепочка создания добавленной стоимости включает последовательность функций структурных подразделений предприятия (центров ответственности). в том порядке, как они выполняются при создании конкретного вида потребительной стоимости (стоимостного объекта). Типичными функциями цепочки создания добавленной стоимости для любого основного вида деятельности являются функции закупки, производства, доставки, продажи продукции и оказания услуг. Управление цепочкой создания добавленной стоимости осуществляет предприятие, которое имеет статус центра прибыли. Отдельные функции цепочки создания добавленной стоимости выполняются структурными подразделениями, называемыми центрами затрат.
Выполнение каждой функции в рамках цепочки создания добавленной стоимости, с одной стороны, связано с формированием за-I трат (издержек), с другой стороны, - с добавлением дополнительных \ потребительских качеств к создаваемому стоимостному объекту, V—представляющих ценность для потребителя. Например, цепочка создания добавленной стоимости может быть направлена на обеспечение прочности и долговечности использования, разнообразия функционального назначения, эргономических и эстетических характеристик, удобства получения товара и послепродажного обслуживания. Потребитель готов платить деньги за определенные качества продукции и услуг, следовательно, выполняемые работы, если они экономят для него затраты времени или стоимость при выполнении собственных процессов. Вместе с тем он не заинтересован в оплате накладных расходов производителя, связанных с пролеживанием товара на складе, контролем за качеством, исправлением потерь от брака и выполнением других вспомогательных функций по жизнеобеспечению деятельности предприятия. В этом плане концепция создания цепочки добавленной стоимости нацелена на сокращение непроизводительных функций, не добавляющих потребителю непосредственно ценности.
Для сокращения непроизводительных накладных расходов многие предприятия отдают вспомогательные функции для выполнения на сторону (аутсорсинг): складирование, транспортировка, коммунальное обслуживание и т.д. С другой стороны, любое звено цепочки создания добавленной стоимости может быть выделено в самостоятельный вид деятельности (центр прибыли), обслуживающий не только потребности собственного производства, но и выходящий на внешний рынок. Например, при горизонтальной интеграции видов деятельности, объединяющей производство родственных или близких видов продукции, выделяются общие научно-проектные, заготовительные, сбытовые центры, которые, в принципе, могут осуществлять и самостоятельную коммерческую деятельность.
При более тесной координации процессов в бизнесе наблюдается тенденция к вертикальной интеграции функций цепочки создания добавленной стоимости, когда предприятиями приобретаются виды деятельности поставщиков, субподрядчиков, дистрибьюторов и включаются в управляемую цепочку процессов. В любом случае возникает потребность в координации выполнения функций на уровне поставщиков, производителей и потребителей, когда могут формироваться сквозные цепочки управления поставками на межорганизационном уровне.
Таким образом, состав функций цепочки создания добавленной стоимости для различных, даже родственных предприятий может существенно отличаться, что ставит задачу разработки методологии обоснования проектных решений по конфигурированию структуры видов деятельности. Основой разработки такой методологии является применение процессного подхода, который нацелен на управление сквозными цепочками выполняемых функций как единым целым.
В процессном подходе происходит смещение акцентов с управления отдельными ресурсами и соответственно центрами затрат предприятия на управление бизнес-процессами, связывающими воедино деятельность взаимодействующих подразделений предпри-ггия. Под бизнес-процессом будем понимать совокупность взаимосвязанных функций (операций), выполняемых для удовлетворения потребностей клиентов в продукции и услугах различными подразделениями предприятия и управляемых организационно из одного процессного подразделения. В качестве клиентов могут выступать как внешние потребители продукции и услуг, так и внутренние подразделения предприятия. При этом в ходе управления бизнес-процессами все материальные, финансовые и информационные потоки рассматриваются неразрывно и во взаимодействии.
В отличие от функционального подхода, с помощью которого управление множеством часто непосредственно не свя- |{>\нкций одного центра затрат, используемых в разных типах -процессов, в процессном подходе функции разных центров «трат исследуются с позиции совместного использования в общих бизнес-процессах. Например, склад выполняет функции поступления материальных ценностей, хранения и выдачи для последующего использования, которые при функциональном подходе рассматриваются обособленно от функций закупки и производства. В процессном подходе каждая из перечисленных функций включается в соответствующий бизнес-процесс: функция поступления материальных ценностей на склад будет последней функцией бизнес-процесса закупки, функция выдачи материальных ценностей со склада будет первой функцией, например, производственного бизнес-процесса, а функция хранения будет частью внутреннего процесса поддержания запасов на складе.
Преимущество процессного подхода перед функциональным подходом к управлению цепочками создания добавленной стоимости заключается в лучшей реализации системных свойств. Если функциональный подход концентрируется на оптимизации выполнения собственно функций, то процессный подход концентрируется на оптимизации взаимодействия функций с такой точки зрения, как реализация функции одних центров затрат влияет на эффективность вьшолнения функций других центров затрат и соответственно на общую эффективность вида деятельности. Например, изменение в организации функции складирования может привести к существенному изменению организации функций закупки и транспортировки. Поэтому на предприятиях могут создаваться специальные процессные подразделения, например службы логистики, которые управляют выполнением взаимодействующих функций разных центров затрат.
В основе эффективности применения процессного подхода лежит решение задачи выделения бизнес-процессов, от которого зависят организация планирования и координации работ внутри цепочек создания добавленной стоимости, распределение материальных и финансовых ресурсов, в конечном счете достижение стратегических целей предприятия. Идентификация (выделение) бизнес-процессов предполагает формирование состава функций (операций) бизнес-процессов, определяющих их границы, организационной ответственности подразделений за выполнение функций, взаимодействия бизнес-процессов между собой (организация интерфейсов). Результаты идентификации бизнес-процессов отражаются в следующих атрибутах:
• владелец (менеджер) бизнес-процесса - лицо, которое отвечает за организацию и результаты процесса и может изменять его струк-
туру;
• поток бизнес-процесса, определяющий вход (исходные объекты) и выход (результат) процесса;
• внешняя среда процесса. У любого бизнес-процесса есть постав щики, которые поставляют на вход процесса исходный материал, и клиенты, которые потребляют результат выхода. Поставщики и клиенты могут быть как внешними, так и внутренними;
• интерфейс бизнес-процесса - набор объектов, с помощью которых бизнес-процесс взаимодействует с другими процессами.
Важность правильного определения перечисленных атрибутов бизнес-процессов связана с необходимостью выделения зон ответственности и точек координации для эффективного управления. Закономерность здесь следующая: чем больше управляемых бизнес-процессов, тем больше интерфейсов и необходимость координации на межпроцессном уровне. Чем меньше бизнес-процессов, тем шире зона ответственности владельца (менеджера) процесса, который выполняет координацию выполнения функций внутри процесса.
Для определения границ бизнес-процесса обычно используется фактор однородности входа и выхода. Если выходы всех взаимосвязанных операций привязываются к одной и той же единице (объекту) управления, например заказу, то их совокупность может образовывать бизнес-процесс, который управляется как единое целое. В этом случае в бизнес-процессе меняется только состояние управляемого объекта, например принятый заказ, обеспеченный заказ, выполненный заказ, оплаченный заказ, выданный заказ. Идеальной считается та ситуация, когда один бизнес-процесс охватывает для вида деятельности всю цепочку создания добавленной стоимости, что в принципе возможно для несложных производств и сервиса.
В связи c возникновением интерфейсных отношений в цепочке .добавленной стоимости выделяются роли процессных и подразделений (клиентов и поставщиков), осуществляющееся соответственно потребление и обеспечение ресурсами. В этом случае внутренние клиенты предприятия (прежде всего производственные подразделения) выполняют основные бизнес-процессы по реализации потребностей внешних для предприятия потребителей, а внутренние поставщики (функциональные подразделения) - обеспечивающие процессы по поддержанию ресурсов, используемых в основных процессах, в рабочем состоянии.
Интерфейсы между основными и обеспечивающими бизнес-процессами могут быть как прямыми, так и опосредованными. Прямые взаимодействия бизнес-процессов осуществляются в рамках первичных цепочек создания добавленной стоимости; например, маркетинг, бизнес-планирование, опытно-конструкторская разработка, наладка оборудования, закупка материалов, целенаправленное обучение персонала предшествуют выполнению основного бизнес-процесса в рамках конкретного вида деятельности. Опосредованное взаимодействие бизнес-процессов характерно для процессов инфраструктуры, обеспечивающих все виды деятельности предприятия, например, содержание зданий, сооружений и оборудования, наем работников, управление финансами и т.д., которые образуют вторичные виды деятельности.
Интерфейс бизнес-процессов в многозвенной цепочке создания добавленной стоимости может быть организован двумя способами:
1) с помощью требования (запроса, заказа) - реактивный тип интерфейса «клиент-исполнитель», в котором исполняемый процесс должен реагировать на поступающие запросы/заказы (рис. 1.);
2) с помощью директивного документа (плана-графика) - ди рективный тип интерфейса. Процесс должен выполняться в соответ ствии с предписанием, запомненным в информационной базе (рис. 2).