В рамках исследования рынка осуществляется изучение рыночного спроса на товары и услуги. Маркетологи под спросом понимают платежеспособную потребность т. е. не всякая потребность принимает форму спроса. Подтверждением тому является экономическая ситуация в России когда производство продукции во многих отраслях снижается не потому что нет потребности в данных товарах, а потому что на них нет спроса.
Рыночный спрос определяется общим объемом продаж определенного товара на определенном рынке. На него оказывают влияние как факторы внешней среды так и маркетинговые факторы, представляющие собой совокупность маркетинговых усилий, прилагаемых на рынке конкурирующими фирмами.
В зависимости от уровня маркетинговых усилий различают первичный или нестимулированный спрос, рыночный потенциал и текущий рыночный спрос.
Первичный спрос – спрос на продукт, реализуемый без привлечения маркетингового инструментария.
Рыночный потенциал- это предел, к которому стремится рыночный спрос при приближении затрат на маркетинг к такой величине, что их дальнейшее увеличение не приводит к росту спроса при определенных условиях внешней среды.
Текущий рыночный спрос характеризуется объемом продаж за определенный период времени в определенных условиях внешней среды при определенном уровне использования маркетингового инструментария.