Управление парком на железнодорожном транспорте России представляет собой совокупность информационных технологий, объединенных общим название «Автоматизированная система пономерного учета, контроля дислокации, анализа использования и регулирования вагонного парка (ДИСПАРК)». Система функционирует в реальном масштабе времени, включает в себя всю сеть Российских железных дорог (РЖД), условно разбитую на 849 участков с выделением около 4000 технических и грузовых станций, примыкающих к ним примерно 20 тыс. подъездных путей и 174 вагоноремонтных депо. Система содержит сведения о каждом вагоне, охватывающие около ста возможных операции, осуществляемых с ним.
Система ДИСПАРК предназначена для:
- формирования объективных данных о наличии и состоянии вагонного парка на сети, железных дорогах, их отделениях на любой момент времени и во всевозможных разрезах: по собственникам, роду и типам вагонов, назначению, состоянию и др.;
- оперативного контроля за вагонами РФ на территории других государств чужих вагонов на железных дорогах РФ с определением места их дислокации и состояния; обеспечения сохранности вагонного парка РФ;
- создания условий по введению систем взаиморасчетов за пользование вагонами на основе учета времени нахождения каждого вагона на территории государств, дороги;
- обеспечение номерного контроля наличие вагонов на новостройках, за границей и подъездных путях; создание условий для отказа от безномерного способа учета простоя вагонов;
- получение номерных данных о дислокации и состоянии вагонов заданного типа в т. ч. узкоспециализированных; создание условий для раздельного регулирования вагонами каждого типа, а также с учетом их состояний (технического и коммерческого);
- получение объективной информации о наличии и состоянии вагонов, находящихся в резерве МПС и в числе резервных; контроля достоверности отчетов о работе с вагонами.
ДИСПАРК является организационно-технологической системой, создается на базе действующих АСУ путем соответствующей их доработки и включает три уровня:
- сетевой;
- дорожный;
- линейный.
Сетевой уровень ДИСПАРК реализуется на базе поездной и вагонной модели ГВЦ в увязке с центральной картотекой электронных паспортов вагонов (ЦКПВ).
Дорожный уровень реализуется в АСОУП на базе средств ведения вагонной модели дороги (ВМД), поездной модели дороги (ПДМ), отправочной модели дороги (ОМД) в увязке с линейными системами по сбору исходный информации, в частности с АРМ ТВК по информации о погрузке вагона, снимаемый с корешков дорожных ведомостей. Должна быть обеспечена информационная стыковка системы ДИСПАРК с АИС ЭДВ.
Линейный уровень ДИСПАРК основывается на следующих системах:
АСУ сортировочных, грузовых и других крупных станций;