В функционировании любого предприятия роль прогнозирования постоянно возрастает, и необходимость его осознается всеми. Прогнозирование – это не ясновидение! Любое прогнозирование имеет погрешность.
К достоинствам прогнозирования можно отнести:
1) составление прогнозов анализ их менеджерами, управляющими побуждает последних смотреть вперед, готовиться к будущему. “Сущностью управления является предвидение” (А. Файоль);
2) сам процесс прогнозирования может выявить те участки деятельности, где отсутствует необходимый контроль;
3) прогноз помогает при сводном планировании, при координации планов;
4) концентрация внимания на будущем, прогнозирование помогает придать планированию целеустремленный характер.
4.4 Условия эффективного планирования
Каждый руководитель должен создавать соответствующие условия для эффективного планирования:
1) планирование нельзя оставлять на волю случая. Каждый менеджер должен устранять препятствия, мешающие планированию и пытаться создать климат, в котором подчиненные будут чувствовать себя обязанными планировать;
2) планирование должно начинаться на верху иерархии;
3) планирование необходимо организовывать;
4) планирование должно быть конкретным;
5) о целях, прогнозах, стратегии и политике необходимо информировать. Самой главной причиной нескоординированности планирования является то, что управляющие, менеджеры не понимают своих целей и важнейших плановых предположений, которые влияют на их сферы планирования. Одной из главных причин перечня неудач планирования является непонимание целей и политики фирмы в той сфере, в которой менеджер принимает решения.
6) перспективное планирование должно быть интегрировано с краткосрочным. Очень часто менеджер концентрирует свое внимание на краткосрочном планировании, будучи убежденным, что перспективное планирование не оказывает влияние на эту область его компетенции. Это получается из-за отсутствия представлений о том, что должны охватывать долгосрочные решения (необходимо всегда помнить о принципе взятых обязательств). Если мы говорим о долгосрочном планировании, то для типичной фирмы долгосрочные решения могут затрагивать следующие области: выбор нового продукта и его разработка; каналы маркетинга и стратегии; оборудование; наличные деньги, кадры и организация.
7) при планировании необходимо ожидать и учитывать изменения. Изменения всегда необходимы для того, чтобы предприятие продолжало существовать.
Нужно понимать необходимость изменений, нужно уметь положительно принимать изменения!
Основные принципы эффективного планирования
Основные принципы планирования можно сгруппировать в зависимости от того, к чему они относятся:
1. Цели и характер.
2. Структура планов.
3. Процесс планирования.
1) Цель и характер планирования осуществляются на основе следующих принципов:
а) принцип содействия достижению планов;
б) принцип эффективности планов;
в) принцип первичности планирования.
2) На структуру планов влияют следующие принципы:
а) принцип плановых предположений. Чем в большей степени сотрудники занимаются планированием, понимают и используют взаимосогласованные прогнозы, тем более скоординированы будут планы в масштабе фирмы;
б) принцип структуры стратегии и политики. Чем лучше будут понята стратегия и политика, тем более будет взаимоувязана структура предприятия;
в) принцип согласованности во времени. Чем в большей степени планы будут составляться с целью создания согласованной во времени взаимосвязанной сети производственных и вспомогательных программ, тем более эффективно и результативно они будут способствовать достижению целей предприятия.
3) С процессом планирования связаны следующие принципы:
а) принцип ограничивающего фактора. При осуществлении выбора из альтернатив, чем в большей степени мы сумеем выделить и учесть те факторы, которые являются ограничивающими для достижения желаемой цели, тем более определенно и четко мы сможем выбрать самые предпочтительные альтернативы.
Принцип ограничивающего фактора играет главную роль при принятии решения. В состав ограничивающего фактора могут входить: время, деньги, трудовой ресурс, оборудование;
б) принцип взятых обязательств. Логически планирование должно охватывать тот период в будущем, который необходим для того, чтобы безусловно выполнить взятые обязательства;
в) принцип гибкости;
г) принцип навигационных изменений.
Принцип взятых обязательств, так же, как и принцип гибкости и навигационных изменений предполагает применение ситуационного подхода. Принцип гибкости относится к возможным изменениям, которые заложены в планы. Принцип навигационных изменений означает, что планы время от времени пересматриваются и даже переделываются, если этого требуют изменения внешней и внутренней среды.
Если планы с самого начала не обладают гибкостью, то навигационные изменения провести будет очень трудно и они будут обходиться очень дорого.
Если мы хотим, чтобы указанные принципы реализовались эффективно, необходимо создавать эффективную модель планирования, которая должна отражать и предплановый период, и плановый и прогнозируемый.
Использование указанных принципов позволит вырабатывать, создавать эффективные планы деятельности.