Прогнозы можно разделить на следующие группы:
1) внешние;
2) внутренние;
3) качественные;
4) количественные;
5) по степени контролируемости.
1) Внешние прогнозы включают в себя:
ü общее окружение (внешняя среда);
ü рынок продукции;
ü рынок факторов производства.
2) Внутренние:
ü капиталовложения в предприятие и оборудование;
ü стратегия;
ü деловая политика;
ü важнейшие из уже известных программ (важное нужно уметь определять!);
ü прогнозируются разработанные и одобренные прогнозы сбыта;
ü имеющаяся организационная структура.
Важное место среди плановых предположений занимают убеждения, поведение, сильные и слабые стороны высших администраторов и менеджеров и тех, кто их контролирует, а не редко и их подчиненных.
3) Количественные – это такие прогнозы, которые можно выразить в цифрах.
4) Качественные - это такие прогнозы, которые нельзя выразить в цифрах, но такие прогнозы являются важным элементом процесса планирования. Например, таким прогнозом может являться престиж, который имеет та или иная продукция; мнение потребителей и т.д.
5) По степени контролируемости прогнозы делятся на:
ü контролируемые;
ü полуконтролируемые;
ü неконтролируемые.
Степень контролируемости относиться к предприятию. Примером неконтролируемых прогнозов может быть рост населения, уровни цен, политическая обстановка и т.д.
К полуконтролируемым можно отнести прогнозы фирмы относительно ее доли рынка, характера текучести рабочей силы, эффективности труда.
К безусловно контролируемым прогнозам относятся прогнозы, решения о которых принимаются преимущественно руководством организации (деловая политика, различные программы: программа выхода на новые рынки и т.д.).