Надежность ИС выражается в свойствах безотказности, ремонтопригодности, долговечности. Уровень надежности ИС зависит от таких факторов:
‑ состава и уровня надежности технических средств, их взаимодействия и надежной структуры;
‑ состава и уровня надежности программных средств, их возможностей и взаимосвязи структуре ПО ИС;
‑ рационального распределения задач, решаемых системой, между техническими среде ми, ПО и персоналом;
‑ уровня квалификации персонала, организации работ и уровня надежности действий персонала ИС;
‑ режимов, параметров и организационных форм технической эксплуатации комплексных технических средств;
‑ степени использования разных видов резервирования (структурного, информационного, временного, алгоритмического, функционального),
‑ степени использования методов и средств технической диагностики;
‑ реальных условий функционирования ИС.
Надежность ИС означает, что в процессе своего функционирования может обеспечить:
‑ информационные потребности пользователей;
‑ адекватность ИС реальным информационным и технологическим процессам ОУ;
‑ высокую экономическую эффективность.
□ Важным потребительским свойством ИС является функциональная полнота, которая отображает уровень удовлетворения информационных потребностей пользователей - лиц, которые принимают решение (ЛПР), и уровень автоматизации управленческих работ на данном ОУ. Информационные потребности пользователя зависят от уровня структуры управления, на котором он находится:
‑ первый, нижний уровень (управление участком, рабочим местом) - оперативное управление;
‑ второйуровень касается технического или административного вмешательства (управление цехом). Работники этого уровня могут принимать как регламентированные, так и нерегламентированные решения;
‑ на третьемуровне реализуется стратегическое управление. Процесс принятия решений нерегламентированный, поэтому во время проектирования ИС следует учитывать требования, связанные с функциями управления объектом, которые она должна удовлетворять:
* релевантность, т.е., получаемая информация должна быть соответствующей запросам любого ЛПР (директора, мастера и др.);
* управление отклонениями, т.е., ЛПР должны быть проинформированы о критических факторах, которые влияют на результаты предприятия (фирмы);
* точность, т.е., данные, на основе которых формируется информация, должны быть адекватными и отображать текущее состояние ОУ (не устаревшие);
* своевременность, т.е., информация должна быть представлена по необходимости и т.д.
□ Эффективность ИС определяется сравнением результатов от функционирования ИС и затрат всех видов ресурсов, необходимых для ее создания, функционирования и развития (материальных, человеческих, финансовых, временных и т.д.), т.е., это оценка результативности системы. Экономическая эффективность ИС определяется за счет следующих факторов:
- высокой скорости обработки данных за счет производительности технических средств и крашение до минимума времени выполнения отдельных операций;
- повышения качества выполнения управленческих функций за счет улучшения системы формационного обеспечения (оптимизации графика предоставления, устранения излишних и тирующих данных, ведения единых форм документации).
Прямая эффективность выражается в снижении трудовых и стоимостных затрат на обработку экономической информации, что снижает себестоимость производства. Косвенная эффективность характеризует качественные изменения, которые выражаются в улучшении системы управления экономическим объектом и повышении его качества. Это также означает сокращение непроизводительных потерь и в итоге также означает снижение себестоимости.
Эффективность ИС оценивают :
‑ при формировании условий, выдвигаемых к ИС;
‑ при анализе создаваемых или функционирующих ИС на соответствие заданным критериям;
‑ при выборе наилучшего варианта создания, функционирования и развития ИС;
‑ при синтезе наиболее выгодного построения ИС по критерию «эффективность затраты».
Целесообразность вариантов построения ИС зависит от сравнения прироста эффективности, полученной за счет создания или совершенствования ИС и затрат. Если прирост эффекта представлен в денежном выражении, то экономическая эффективность ИС выражается в виде трех основных показателей:
Годового экономического эффекта;
Расчетного коэффициента эффективности капитальных затрат на разработку и внедрение ИС;