Динамические характеристики (гибкость, устойчивость и т.д.);
Степень представленности ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в труде;
Ее содержательные характеристики (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда);
На этой основе было выделено четыре типа индивидуального стиля деятельности учителя.
Группы стилей
Эмоциональные
Рассуждающие
Импровизационные
ЭИС
РИС
Методические
ЭМС
РМС
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Отличается преимущественной ориентацией на процесс обучения. Учитель логично и интересно строит объяснение нового материала, однако может настолько увлечься собственным объяснением, что теряет обратную связь с учениками. Не считает нужным прерываться или уточнять: поняли его или нет. Во время опроса такой учитель обращается к большому числу учеников, но чаще к сильным, т.к. замедление темпа работы, при ответе слабых, воспринимается как существенный недостаток. Опрос проводит в быстром темпе и часто недожидается ответа учеников. Главное в уроке для него интерес и разнообразие, и недостаточно представлено закрепление учебного материала и контроль знаний учащихся. Достоинство данного стиля – высокая оперативность и использование большого количества разных методов обучения. Учитель часто практикует коллективные обсуждения. Все особенности ЭИС обусловлены явным преобладанием интуитивности над рефлексивностью (учитель не умеет проанализировать результаты своей деятельности на уроке).
Эмоционально-методический стиль (ЭМС). Для учителя характерна ориентация в равной степени на процесс и результат обучения. Он адекватно планирует учебный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний сильных и слабых учеников. Характерна оперативность, часто меняет виды работ на уроке, использует коллективное обсуждение, часто дает индивидуальные задания. В его деятельности постоянно присутствует закрепление учебного материала и контроль знаний. В отличии от ЭИС, учитель стремиться активизировать учеников не внешней развлекаемостью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета. Высокая степень рефлексивности, хотя интуитивность у него несколько преобладает.
Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для учителя характерна ориентация на процесс и результат обучения. Адекватно планирует учебный процесс. По сравнению с учителями эмоциональных стилей, он проявляет меньшую изобретательность в подборе методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения. Во время опроса дает каждому возможность детально оформить ответ, сам старается говорить меньше, дает наводящие вопросы. При объяснении нового материала выделяет основные вопросы, логично излагает их, делает акцент на основной структуре, это считает залогом интереса. Применяет закрепление и контроль знаний. В его деятельности можно наблюдать некоторый интерес рефлекивности над интуитивностью, что позволяет анализировать свой труд, но ограничивает возможности спонтанного поведения на уроке.
Рассуждающее-методический стиль (РМС). Учитель ориентирован преимущественно на результат обучения. Адекватно планирует учебный процесс. Его отличает консервативность в выборе средств и методов (использует малый набор методов, отдает предпочтение воспроизведению изучаемого материала, индивидуальные творческие задания не практикуются, коллективные обсуждения крайне редки). В процессе опроса учитель обращается к небольшому числу учеников, дает много времени на ответ, особое внимание уделяет слабым ученикам. Постоянно и систематически использует закрепление материала и контроль. Характерна высокая степень рефлексивности. Такие учителя способны наиболее полно провести анализ своей деятельности.
Различие этих четырех типов отражает разницу в стилях управления, общения, поведения и когнитивных стилях.
Тема: Педагогическое общение и психология педагогического взаимодействия
Психологическая характеристика пед общения
Специфика и модели пед общения
Затруднения в пед общении (барьеры)
1 вопрос.
Пед общение – это форма учебного взаимодействия, сотрудничество учителя и ученика с помощью вербальных, изобразительных, символических и других средств.
Специфика пед общения проявляется в его направленности. Пед общение характеризуется тройной направленностью:
на само учебное взаимодействие;
на обучающихся;
на предмет усвоения.
В тоже время, пед общение определяется и тройной ориентированностью его субъектов:
личной;
социальной;
предметной.
Обучающая функция реализуется в специально организованном процессе любого уровня образовательной системы. Хотя обучающая функция является ведущей, она не вытесняет и других его функций. Специфическое качество пед общения обусловлено обучающей функцией. Другие главные функции пед общения: воспитывающая и фасилитативная. Функция фасилитации (облегчения общения) – учитель помогает ученику выразить себя, выразить то положительное, что в нем есть.
При анализе пед общения необходимо разграничивать его педагогические и коммуникативные задачи. Пед задача связана с усвоением определенного учебного материала. Коммуникативная задача отвечает на вопрос: «Какими средствами воздействия педагога на обучающихся, это можно осуществить более эффективно, какие речевые средства выбрать?» и др.
По форме отношения пед общение может быть деловым и личным, официальным и неофициальным, формальным и неформальным (на основе пед ситуаций). Пед ситуации могут быть нейтральными и проблемными (по решению учебных задач).
По пространственному расположению участников ситуации могут быть:
интимными (15-45 см);
личными (до 75 см);
социальными (до 2 м);
публичными (7-30 м).
2 вопрос.
Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то можно выделить две необходимые модели общения: учебно-дисциплинированная и личностно-ориентированная.
Учебно-дисциплинированная модель складывается десятилетиями. Цель – вооружение учеников знаниями, умениями, навыками. В основе лежит авторитарный стиль.
Личностно-ориентированная модель. Цель – обеспечить чувство психологической защищенности ребенка, развитие его индивидуальности, формирование начала личности и др. для этой модели характерен диалогический тип общения. В основе лежит демократический стиль. Формирование знаний, умений, навыков является не целью, а средством полноценного развития личности. Учитель не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в их личностном развитии.
Специфика пед общения проявляется в его направленности.
3 вопрос.
Проблема затруднения в пед общении является сложной и значимой. Сложность в том, что затруднение в общении может быть чисто субъективным переживанием некой кажущейся сложности.
Затруднения общения у педагога может возникать в разных областях:
этносоциокультурной;
статуснопозиционноролевой;
возрастной;
индивидуально-психологической;
деятельностной.
Этносоциокультурная область включает затруднения с особенностями этнического сознания, установками и др. каждый субъект деятельности и партнер по общению является носителем определенного менталитета. Он взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами, традициями, образом мира, присущими народу, представителем которого он является. Трудности общения в этой области преодолимы, если их специфика осознается педагогом, если он может контролировать свое общение, регламентируя его рамками тех отношений, которые предполагаются в конкретном образовательном учреждении.
Статуснопозиционноролевая область. Затруднения обусловлены такими причинами как особенности семейного воспитания, позиция в общности, атрибуты роли, статус учреждения и др. такие затруднения в общении, чаще всего, возникают в ситуациях нарушения прав и обязанностей, составляющих роль учителя и ученика. Более высокий статус учителя предполагает наличие у него авторитета над учеником. Авторитет объединяет в себе две равноправные составляющие: авторитет личности и авторитет роли. Если педагог для ученика не авторитетен, то их общение затруднено и сводится лишь к формальному взаимодействию.
Возрастная область затруднений связана с тем, что учащийся считает, что его внутренний мир не понятен взрослому, а учитель продолжает обращаться к нему как к ребенку. Затруднение в общении может возникнуть в том случае, если педагог не знает, чем именно в данный момент больше всего увлечена молодежь и не имеет представления о ценностях нынешней молодежной субкультуры. Преодоление связанных с этим трудностей возможно при условии постоянного личностного и профессионального саморазвития педагога, проявление им интереса к миру молодежи.
Индивидуально-психологическая область служит возникновением коммуникативных барьеров. Эти затруднения обусловлены взаимосвязью трех факторов:
индивидуально-психологические особенности учителя;
индивидуально-психологические особенности ученика;
принятие их друг другом.
Среди индивидуально-психологических особенностей отмечаются:
уровень общительности;
эмоциональная устойчивость;
импульсивность;
экстро- или интроверсия;
особенности когнитивного стиля и др.
Деятельностная область включает трудности связанные с пед деятельностью учителя и учебной деятельностью ученика. Учитель, который не полностью овладел всеми тонкостями своей профессии может испытывать трудности в постановке и решении пед задач, что выражается в недостаточно правильном планировании своей деятельности. Это приводит к формализации урока и снижению интереса учащихся. В результате ученик оказывается личностно не включенным в общение. Данная область трудностей преодолевается постоянной работой по повышению своего пед профессионализма.
Тема: Педагогический конфликт 1. Пед конфликт
Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, которое характеризуется активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий.
Признаки конфликта:
биполярность – взаимосвязанность и противоположность одновременно;
активность субъектов;
наличие субъектов как инициаторов конфликта;
конфликт чисто человеческое явление.
Пед конфликт рассматривается, как частный вид конфликта и связан с пед деятельностью.
Пед конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов пед взаимодействия.
Особенности пед конфликта (Овчарова «Технология практического психолога образования»):
профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение ситуаций конфликта (школа – модель общества);
участники конфликта имеют разный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте;
разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции и порождает разную степень ответственности за ошибки;
присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а сам конфликт приобретает воспитательный смысл;
различное понимание событий и их причин участниками – конфликт глазами учителя и конфликт глазами ученика видится по-разному;
профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставит интересы ученика, т.е. формирующейся личности;
конфликт пед деятельности легче предотвратить, чем успешно разрешить.
Структурная характеристика конфликта включает в себя:
стороны (участники) конфликта;
условия конфликта;
предмет конфликта;
действия участников конфликта;
исход (результат) конфликта.
Условия возникновения конфликта – это особенности внешней ситуации, которые приводят к конфликту.
Предмет конфликта – это объекты или отношения, из-за которых между участниками взаимодействия могут возникнуть противоречия (конкретный предмет, конкретная возможность, соблюдение или несоблюдение каких-то правил).
Действия участников конфликта – это основное содержание процесса конфликта или конфликтного взаимодействия.
Исход конфликта – это идеальный образ результата конфликта, который имеется у его участников. Образ желательного разрешения конфликта регулирует конкретные действия участников ситуации.
Любое конфликтное действие может иметь четыре основных исхода:
полное или частичное подчинение другого;
компромисс;
прерывание конфликтных действий;
интеграция (сотрудничество).
2. Типы и причины пед конфликта
Группы пед конфликта:
мотивационные – возникают по причине слабой мотивации учебной деятельности школьника;
конфликты связанные с недостатками организации обучения в школе;
конфликты взаимодействия (учащихся между собой, учителей и школьников, учителей и администрации).
В основе классификации лежит пед ситуация:
конфликты деятельности;
конфликты поведения;
конфликты отношений.
Классификация конфликтов в системе пед отношений:
учитель-ученик (самый распространенный вид конфликта);
учитель - классный коллектив;
учитель-учитель;
учитель - я;
учебный класс - учебный класс.
Наиболее общая типология представлена в следующей классификации:
1. в зависимости от участников конфликта: внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые;
2. в зависимости от предмета конфликта: конфликты ценностей, конфликты интересов, конфликты средств достижения целей, конфликты правил взаимодействия;
3. конфликты в зависимости от социальных последствий: конструктивные (способствуют развитию социальной системы), деструктивные (ведут к разрушению социальной системы);
4. в зависимости от длительности и напряженности конфликта: бурные быстротекущие; острые длительные, слабовыраженные вялотекущие, слабовыраженные быстротекущие.
Условия, которые порождают пед конфликт можно рассматривать как предпосылки возникновения пед конфликта. Предпосылки могут быть субъективными и объективными.
Причины пед конфликта:
в системе отношений учитель-ученик:
нарушение дисциплины на уроке;
необъективность при оценке знаний;
неподготовленное домашнее задание или пропуски уроков;
оскорбления со стороны учителя, грубость и несдержанность;
в системе отношений учитель-родитель:
· предвзятое отношение к ребенку со стороны учителя;
· самоустранение родителей от процесса обучения и воспитания;