Стиль пед деятельности – индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия учителя и ученика.
В пед стиле выделяют содержательную (техническую) и формальную стороны.
Формальная
Содержательная
Авторитарный стиль
Деловые, краткие распоряжения; запреты без снисхождения с угрозами; четкий язык, неприветливый тон; порицания и похвала субъективны; эмоции не принимаются в расчет; позиция вне группы.
Дела в группе планируются заранее; определяется лишь непосредственные цели, дальние неизвестны; голос руководителя является решающим.
Демократический стиль
Инструкция в форме предложений; речь сухая; товарищеский тон; похвала и порицания с советами; распоряжения с дискуссиями; позиция лидера внутри группы.
Мероприятия планируются не заранее, а в группе; за реализацию предложения отвечают все; все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.
Попустительский (либеральный) стиль
Отсутствие похвалы и порицаний; никакого сотрудничества; позиция лидера незаметна в стороне группы.
Дела идут сами собой; лидер не дает никаких указаний; разделы работы складываются из отдельных интересов.
Индивидуальный стиль деятельности – это индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов, к которым сознательно или стихийно прибегает индивид для достижения наилучшего соответствия своей индивидуальности требованиям осуществляемой деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности педагога проявляется:
Полноценное освоение пед профессии достигается лишь тогда, когда субъект начинает выполнять не только так как положено (по нормативно заданным образцам), но и привносит в эту деятельность свои собственные творческие элементы (через выработку индивидуального стиля деятельности).
2 вопрос.
Наиболее полное представление о стилях пед деятельности было предложено Марковой. Основаниями классификации стали: