Данная группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями.
ІІ. Организационно-структурные
1. конструктивная – отбор и организация содержания учебной информации, проектирование деятельности учащегося, своей деятельности и др.;
2. организационная – реализуется через организацию различных видов деятельности учащихся, информацию в процессе ее подготовки, собственной деятельности и поведения;
4. гностическая (исследовательская) – предусматривает изучение содержания и способов воздействия на других людей, изучение возрастных и индивидуальных особенностей, особенностей и результатов собственной деятельности.
Общая характеристика педагогической деятельности
Пед деятельность представляет собой обучающее и воспитывающее взаимодействие (воздействие) учителя и ученика, направленное на личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие учащегося. Одновременно деятельность учителя закладывает основы для саморазвития и самосовершенствования ученика.
Пед деятельность имеет свое предметное содержание:
Предметом пед деятельности является организация учебной деятельности учащихся, направленная на усвоение общественного опыта.
Средства пед деятельности – научные знания как теоретические, так и эмпирические.
Способом передачи социокультурного опыта являются объяснение, показ, иллюстрация, совместная работа с учащимися по решению учебных задач, практика учащихся.
Продуктом пед деятельности (как и учебной деятельности) является формируемый индивидуальный опыт ученика, его знания и умения применять их на практике.
Результатами пед деятельности являются личностное и интеллектуальное развитие учащихся, его совершенствование и становление как личности.
Цель пед деятельности – способствовать личностному и интеллектуальному развитию учащихся.
Единство пед и учебной деятельности предполагает сходство между ними в предмете, продукте, результате. Различия между пед и учебной деятельностью в том, что учебная деятельность направлена на самосовершенствование ее субъекта, а пед деятельность – на самосовершенствование учащегося, т. е. другого человека.
Продукт и результат пед деятельности могут очень сильно отличаться друг от друга. Степень слияния продукта и результата пед деятельности определяет еще одну специфическую характеристику – продуктивность (введено Кузьминой).
Выделяют пять уровней продуктивности пед деятельности:
1. минимальный (репродуктивный) – непродуктивный;
2. низкий (адаптивный) – малопродуктивный;
3. средний (локально-моделирующий) – среднепродуктивный;
4. высокий (системно-моделирующий знания учащегося) – продуктивный;
5. высокий (системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся) – высокопродуктивный.
Мотивация педагогической деятельности
Мотивация является одним из важнейших компонентов пед деятельности. Любой деятельностью человека руководят внутренние и внешние мотивы.
В мотивации пед деятельности выделяют две составляющие: