Наличие глубоких специальных знаний по преподаваемому предмету;
Любовь к пед деятельности;
Любовь к детям;
Дополнительные относительно стабильные качества:
общительность;
артистичность;
чувство юмора;
хороший вкус и др.
Изменчивые требования:
Каждая новая ситуация в обществе задает новые цели образования, т.е. требует новых психологических особенностей от членов общества. Система образования перестраивается вслед за обществом, но это происходит не сразу. Чтобы сформировать у учащихся нужные сегодня качества, педагоги сами должны овладеть этими качествами. Для этого необходимо приложить не мало усилий к собственному саморазвитию и самовоспитанию. Новые цели обучения и воспитания задают новые требования к личности педагога. Главные тенденции современного общества – демократизация и гуманизация.
Изменчивые требования характерные для данного общества:
самостоятельное принятие ответственных решений;
ответственность за обустройство собственной жизни;
демократия и плюрализм;
отказ от диктата и давления на личность.
Умения и качества:
логично и убедительно излагать свои мысли;
внимательно слушать других;
руководить людьми и принимать управленческие решения;
расчетливость;
деловитость;
предприимчивость;
бережливость;
независимость;
инициативность;
грамотность;
самостоятельность.
Профессиональные способности педагога
Для того чтобы успешно выполнять педагогическую деятельность необходимо иметь общие и специальные способности. Различают различные классификации пед способностей.
Крутецкий выделил девять групп пед способностей:
академические - учитель знает свой предмет, постоянно следит за развитием своей науки, свободно владеет учебным материалом и проявляет к нему интерес;
дидактические – способности передавать материал, делая его доступным, вызывать интерес у учащихся, стимулировать их к активному самостоятельному мышлению и т.д. (учитель умеет сделать трудное легким, сложное – простым, неясное – понятным);
перцептивные – способность к познанию внутреннего мира ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности ученика;
речевые – способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью вербальной речи (словесные формулировки, интонации, паузы, громкость), мимики и пантомимики. Речь учителя всегда обращена к ученикам и должна характеризоваться внутренней силой, убежденностью и заинтересованностью;
организаторские – относятся к организации работы учеников и учителя. Педагог может сплотить ученический коллектив, правильно организовать собственную работу, контролировать ее;
авторитарные – способности к эмоционально-волевому влиянию на учеников и умение на этой основе добиваться у них авторитета. Зависят от волевых качеств учителя;
коммуникативные – способности к общению с детьми, умение находить правильный подход к учащимся, установление с ними оптимальных деловых и личных взаимоотношений, наличие пед такта;
прогностические (пед интуиция) – способности выражаются в предвидении последствий своих действий и основанном на этом представлении как необходимо вести себя при общении с каждым учеником;
способность к распределению своего внимания одновременно между несколькими видами деятельности.
способность правильно оценивать внутреннее состояние человека, сочувствовать, сопереживать ему (эмпатия);
способность быть примером и образцом для подражания (в мыслях, чувствах, поступках);
способность вызывать у человека благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, добиваться высоких нравственных целей;
способность приспособить воспитательное воздействие к индивидуальным особенностям ученика;
способность вселять уверенность, успокаивать ребенка, стимулировать к самосовершенствованию;
способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
способность вызывать к себе уважение, пользоваться неформальным признанием, иметь авторитет среди детей.
Педагогическая деятельность. Проблема соответствия
Качества личности, которые необходимы для пед деятельности предложены в структуре личности разработанной Платоновым. Согласно этой схеме структура личности состоит из четырех иерархически расположенных слоев или подструктур:
Четвертая низшая подструктура, в основном биологически обусловленная, включает: темперамент, возрастные и половые свойства, на которые невозможно повлиять социальными средствами.
Третья подструктура состоит из индивидуальных особенностей психических процессов, сформированных путем упражнения на основе биологических задатков.
Вторая подструктура представляет собой опыт, в который входят знания, умения, навыки и привычки приобретенные путем обучения.
Первая подструктура (высшая) обусловлена исключительно социальным и включает в себя направленность, мотивационную сферу, нравственные качества и другие особенности, которые формируются путем воспитания.
От слоя к слою роль биологических характеристик уменьшается и возрастает роль социальных.
Зимняя выделяет на основе данной структуры три плана соответствующих психологических характеристик деятельности педагога:
Характер соответствия
пригодность
готовность
включаемость
Полное соответствие
+
+
+
Неполное, но легко вырабатываемое в результате практики
+
+
-
Неполное, но может быть сформировано временем трудовой работы по самосовершенствованию и самообразованию
+
-
+
Отсутствует, но может быть сформировано в результате учебно-профессиональной деятельности и длительного самовоспитания
+
-
-
Отсутствует и не может быть сформировано
-
-
-
Пригодность подразумевает то, может ли у данного индивида в перспективе быть сформировано психологическое соответствие требованиям той или иной профессиональной деятельности. Она определяется двумя низшими подструктурами личности (3, 4 стадии), т.е. биологическими, анатомо-физиологическими и когнитивными особенностями человека. Применительно к пед деятельности: норма интеллектуального развития, способность к эмпатии, преобладание стенических эмоций, нормальный уровень познания и коммуникативной активности, отсутствие противоречий профессии типа человек-человек.
Готовность пед деятельности включает пед качества приобретенные с опытом и воспитанием. Готовность предполагает осознанную направленность на профессии типа человек-человек, высокий уровень потребности в общении, потребность передавать свой опыт, знания и умения. Она опирается на 1ю и 2ю подструктуры.
Включаемость во взаимоотношения с другими людьми, она предполагает легкость установления контакта с собеседником, адекватность реагирования на его высказывания и действия, умение следить за его реакцией, получение удовольствия от общения.
Педагогические умения
Пед умения представляют собой совокупность различных действий учителя, посредством которых осуществляется его деятельность, умения в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его профессиональной компетентности.
Маркова выделяет четыре основных вида умений, которые включают девять групп:
психолого-педагогические – умение работать в изменившихся пед ситуациях, учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся и заботиться об их психическом развитии:
умения поставить пед задачу и при постановке ориентироваться на ученика;
умения связанные с самим процессом обучения (Чему? Кого? Как учить?). чему? – умение работать с содержанием учебного материала, устанавливать межпредметные связи, обновлять предмет, умение формировать общеучебные умения и навыки у школьников; кого? – умение изучать психические функции учащихся и характеристики обученности и воспитанности, видеть реальные результаты и возможности школьников; как учить? – умение применять оптимальное сочетание приемов и форм учения, применять дифференциальный и индивидуальный подход к учащимся;
умение использовать психолого-педагогические знания, передовой пед опыт, фиксировать процесс и результаты своего труда, соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе.
коммуникативные – умения связанные с созданием атмосферы психологической безопасности для другого человека (пед такт):
· умение ставит коммуникативные задачи, создавать условия для реализации внутренних резервов партнера по общению;
· умения, способствующие достижению высших уровней общения (умение понять позицию другого, проявит интерес к его личности, умение интерпретировать внутреннее состояние ученика по нюансам поведения).
самонаправленные – умения необходимые для самореализации, самовыражения и развития личности самого учителя:
· умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимать значимость своей профессии, умение противостоять трудностям, умение управлять своими эмоциями, развивать пед способности и др.;
· умение осознавать перспективы своего профессионального развития.
диагностико-прогностические – необходимы для составления верного представления об учащемся:
· умение определять знания учащихся в начале и конце учебного года, выявлять отдельные показатели обучаемости, определять причины отставания, стимулировать учащихся к самообучению;
· умение оценивать состояние воспитанности и воспитуемости школьников, распознавать по поведению учащихся их нравственные нормы и убеждения, умение видеть ученика в целом и др.
Характеристика основных функций педагогической деятельности
Во многих классификациях (Кузьмина, Щербаков, Богословский и др.) все педагогические функции делят на группы: