русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Профессиональное владение разными методами обучения и воспитания детей.


Дата добавления: 2014-03-24; просмотров: 1190; Нарушение авторских прав


Высокий уровень общей культуры и нравственности;

Высоко развитый интеллект;

Пед интуиция;

Широкая общая эрудиция;

Наличие глубоких специальных знаний по преподаваемому предмету;

Любовь к пед деятельности;

Любовь к детям;

Дополнительные относительно стабильные качества:

  1. общительность;
  2. артистичность;
  3. чувство юмора;
  4. хороший вкус и др.

Изменчивые требования:

Каждая новая ситуация в обществе задает новые цели образования, т.е. требует новых психологических особенностей от членов общества. Система образования перестраивается вслед за обществом, но это происходит не сразу. Чтобы сформировать у учащихся нужные сегодня качества, педагоги сами должны овладеть этими качествами. Для этого необходимо приложить не мало усилий к собственному саморазвитию и самовоспитанию. Новые цели обучения и воспитания задают новые требования к личности педагога. Главные тенденции современного общества – демократизация и гуманизация.

Изменчивые требования характерные для данного общества:

  1. самостоятельное принятие ответственных решений;
  2. ответственность за обустройство собственной жизни;
  3. демократия и плюрализм;
  4. отказ от диктата и давления на личность.

Умения и качества:

  1. логично и убедительно излагать свои мысли;
  2. внимательно слушать других;
  3. руководить людьми и принимать управленческие решения;
  4. расчетливость;
  5. деловитость;
  6. предприимчивость;
  7. бережливость;
  8. независимость;
  9. инициативность;
  10. грамотность;
  11. самостоятельность.

 

Профессиональные способности педагога

Для того чтобы успешно выполнять педагогическую деятельность необходимо иметь общие и специальные способности. Различают различные классификации пед способностей.

Крутецкий выделил девять групп пед способностей:



  1. академические - учитель знает свой предмет, постоянно следит за развитием своей науки, свободно владеет учебным материалом и проявляет к нему интерес;
  2. дидактические – способности передавать материал, делая его доступным, вызывать интерес у учащихся, стимулировать их к активному самостоятельному мышлению и т.д. (учитель умеет сделать трудное легким, сложное – простым, неясное – понятным);
  3. перцептивные – способность к познанию внутреннего мира ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности ученика;
  4. речевые – способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью вербальной речи (словесные формулировки, интонации, паузы, громкость), мимики и пантомимики. Речь учителя всегда обращена к ученикам и должна характеризоваться внутренней силой, убежденностью и заинтересованностью;
  5. организаторские – относятся к организации работы учеников и учителя. Педагог может сплотить ученический коллектив, правильно организовать собственную работу, контролировать ее;
  6. авторитарные – способности к эмоционально-волевому влиянию на учеников и умение на этой основе добиваться у них авторитета. Зависят от волевых качеств учителя;
  7. коммуникативные – способности к общению с детьми, умение находить правильный подход к учащимся, установление с ними оптимальных деловых и личных взаимоотношений, наличие пед такта;
  8. прогностические (пед интуиция) – способности выражаются в предвидении последствий своих действий и основанном на этом представлении как необходимо вести себя при общении с каждым учеником;
  9. способность к распределению своего внимания одновременно между несколькими видами деятельности.

Кузьмина выделяет две группы способностей:

1. общие – наблюдательность, мышление, воображение;

2. специальные – лингвистические, артистические, математические, музыкальные, художественные, литературные.

Немов выделил перечень воспитательных способностей:

  1. способность правильно оценивать внутреннее состояние человека, сочувствовать, сопереживать ему (эмпатия);
  2. способность быть примером и образцом для подражания (в мыслях, чувствах, поступках);
  3. способность вызывать у человека благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, добиваться высоких нравственных целей;
  4. способность приспособить воспитательное воздействие к индивидуальным особенностям ученика;
  5. способность вселять уверенность, успокаивать ребенка, стимулировать к самосовершенствованию;
  6. способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
  7. способность вызывать к себе уважение, пользоваться неформальным признанием, иметь авторитет среди детей.

 

Педагогическая деятельность. Проблема соответствия

Качества личности, которые необходимы для пед деятельности предложены в структуре личности разработанной Платоновым. Согласно этой схеме структура личности состоит из четырех иерархически расположенных слоев или подструктур:

Четвертая низшая подструктура, в основном биологически обусловленная, включает: темперамент, возрастные и половые свойства, на которые невозможно повлиять социальными средствами.

Третья подструктура состоит из индивидуальных особенностей психических процессов, сформированных путем упражнения на основе биологических задатков.

Вторая подструктура представляет собой опыт, в который входят знания, умения, навыки и привычки приобретенные путем обучения.

Первая подструктура (высшая) обусловлена исключительно социальным и включает в себя направленность, мотивационную сферу, нравственные качества и другие особенности, которые формируются путем воспитания.

От слоя к слою роль биологических характеристик уменьшается и возрастает роль социальных.

Зимняя выделяет на основе данной структуры три плана соответствующих психологических характеристик деятельности педагога:

Характер соответствия пригодность готовность включаемость
Полное соответствие + + +
Неполное, но легко вырабатываемое в результате практики + + -
Неполное, но может быть сформировано временем трудовой работы по самосовершенствованию и самообразованию + - +
Отсутствует, но может быть сформировано в результате учебно-профессиональной деятельности и длительного самовоспитания + - -
Отсутствует и не может быть сформировано - - -

 

Пригодность подразумевает то, может ли у данного индивида в перспективе быть сформировано психологическое соответствие требованиям той или иной профессиональной деятельности. Она определяется двумя низшими подструктурами личности (3, 4 стадии), т.е. биологическими, анатомо-физиологическими и когнитивными особенностями человека. Применительно к пед деятельности: норма интеллектуального развития, способность к эмпатии, преобладание стенических эмоций, нормальный уровень познания и коммуникативной активности, отсутствие противоречий профессии типа человек-человек.

Готовность пед деятельности включает пед качества приобретенные с опытом и воспитанием. Готовность предполагает осознанную направленность на профессии типа человек-человек, высокий уровень потребности в общении, потребность передавать свой опыт, знания и умения. Она опирается на 1ю и 2ю подструктуры.

Включаемость во взаимоотношения с другими людьми, она предполагает легкость установления контакта с собеседником, адекватность реагирования на его высказывания и действия, умение следить за его реакцией, получение удовольствия от общения.

 

Педагогические умения

Пед умения представляют собой совокупность различных действий учителя, посредством которых осуществляется его деятельность, умения в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его профессиональной компетентности.

Маркова выделяет четыре основных вида умений, которые включают девять групп:

  1. психолого-педагогические – умение работать в изменившихся пед ситуациях, учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся и заботиться об их психическом развитии:
    • умения поставить пед задачу и при постановке ориентироваться на ученика;
    • умения связанные с самим процессом обучения (Чему? Кого? Как учить?). чему? – умение работать с содержанием учебного материала, устанавливать межпредметные связи, обновлять предмет, умение формировать общеучебные умения и навыки у школьников; кого? – умение изучать психические функции учащихся и характеристики обученности и воспитанности, видеть реальные результаты и возможности школьников; как учить? – умение применять оптимальное сочетание приемов и форм учения, применять дифференциальный и индивидуальный подход к учащимся;
    • умение использовать психолого-педагогические знания, передовой пед опыт, фиксировать процесс и результаты своего труда, соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе.
  2. коммуникативные – умения связанные с созданием атмосферы психологической безопасности для другого человека (пед такт):

· умение ставит коммуникативные задачи, создавать условия для реализации внутренних резервов партнера по общению;

· умения, способствующие достижению высших уровней общения (умение понять позицию другого, проявит интерес к его личности, умение интерпретировать внутреннее состояние ученика по нюансам поведения).

  1. самонаправленные – умения необходимые для самореализации, самовыражения и развития личности самого учителя:

· умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимать значимость своей профессии, умение противостоять трудностям, умение управлять своими эмоциями, развивать пед способности и др.;

· умение осознавать перспективы своего профессионального развития.

  1. диагностико-прогностические – необходимы для составления верного представления об учащемся:

· умение определять знания учащихся в начале и конце учебного года, выявлять отдельные показатели обучаемости, определять причины отставания, стимулировать учащихся к самообучению;

· умение оценивать состояние воспитанности и воспитуемости школьников, распознавать по поведению учащихся их нравственные нормы и убеждения, умение видеть ученика в целом и др.

 

Характеристика основных функций педагогической деятельности

Во многих классификациях (Кузьмина, Щербаков, Богословский и др.) все педагогические функции делят на группы:

І. Целеполагающие:



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Есть возможность составить и реализовать ориентировочную основу нового действия. | Результат.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.006 сек.