Предполагается постановка задачи и разумное изучение сторон действия;
Действия методом проб и ошибок;
Согласно концепции Гальперина, предметное действие и выражающая его мысль – это звенья единого процесса постепенного преобразования материального действия в идеальное.
Гальперин выделяет шесть этапов:
формирование мотивационной основы действия – предварительное ознакомление учащегося с целью обучения и создание внутренней мотивации;
составление схемы ООД – ученик разбирается в содержании действия, свойствах предмета, в составе и порядке операций, в образце;
формирование действия в материальной форме – действие выполняется как внешне практическое с реальными предметами, с преобразованным материалом (схем, чертежей). Все действия осознаются. Обязательное условие – сочетание материальной формы действия с речевой. Когда действие протекает безошибочно, то убирается ориентировочная карточка и материальные опоры;
формирование действия в громкой речи – ученик, лишенный материальных опор действия, анализирует материал в плане громкой речи, обращенной к другому человеку. Происходит скачек от внешнего действия к мысли об этом действии. Осваиваемое действие проходит дальнейшее развитие, но остается не сокращенным, не автоматизированным;
формирование действия во внешней речи (про себя) – ученик использует ту же речевую форму, но без проговаривания;
формирование действия во внутренней речи – ученик сообщает только конечный ответ, действие сокращенное легко автоматизируется.
Значение теории Гальперина состоит в том, что она указывает учителю, как надо строить обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия.
Плюсы теории:
сокращается время формирования навыков и умений за счет показа образцового выполнения действия;
достигается высокая автоматизация выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией;
обеспечивается доступный контроль качества выполнения;
возможна оперативная коррекция.
Минусы теории:
существенно ограничены возможности усвоения теоретических знаний;
сложна разработка методического обеспечения алгоритма операций;
у обучающихся формируется стереотипное мышление и моторные действия в ущерб развитию творческого потенциала.
Современные психологические концепции проблемного обучения
Теории проблемного обучения основаны на получении новых знаний обучающимся посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся проблемных ситуациях. Значительный вклад в разработку внесли зарубежные и отечественные исследователи: Оконь, Махмутов, Матюшкин, Кудрявцев, Лернер и др. Одним из первых исследователей данной теории был польский педагог и психолог В.Оконь. Основные вопросы и положения изложил в работе «Основы проблемного обучении» (1964г.).
При проблемном обучении учитель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск, т.е. процесс учения уподобляется научному поиску. Она отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, свойства решения, эксперимент, результат поиска. С помощью проблемного обучения пытались решить задачу развития творчества личности.
Проблемная ситуация (Матюшкин) – это определенное психологическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое требует открытия новых знаний. Проблемная ситуация характеризует не задание, а знания ученика.
Виды проблемного изложения (обучения):
проблемное изложение – учитель, сформулировав проблему, подробно и аргументировано раскрывает логику ее решения, ученики следят за ходом изложения, при этом, у них возникают вопросы, сомнения, возражения, и, таким образом, развивается критичность мышления, понимание проблемы и альтернативы ее решения;
частично-поисковый (эвристический) – проблема дается ученикам для самостоятельного решения, но учитель может помочь при возникновении сложностей. Наиболее эффективной формой является эвристическая беседа;
исследовательский – систематическое самостоятельное решение школьниками проблемных задач.
Этапы проблемного обучения:
Действия учителя
Действия ученика
1. создает проблемную ситуацию
1. осознает противоречия в изучаемом явлении
2. организует размышления над проблемой и ее формулировкой
2. формулирует проблему
3. организует поиск гипотезы
3. выдвигает гипотезы, объясняющие явления
4. организует проверку гипотезы
4. проверяет гипотезы в эксперименте, решает задачи, анализирует
5. организует обобщение результатов и применение полученных знаний
5. анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания
Плюсы проблемного обучения:
развивает мыслительные способности учащихся;
вызывает интерес к учению;
развиваются творческие силы в процессе преодоления интеллектуальных трудностей.
Минусы проблемного обучения:
не всегда можно применить из-за характера изучаемого материала;
не всегда можно применить из-за не подготовленности учащихся и квалификации учителя;
требует от учителя глубоких знаний в своей области, владение техникой составления проблемных задач;
требует большого количества времени на подготовление к урокам.
Раздел 3. Психология педагогической детельности.
Педагог как субъект педагогической деятельности. Психологические требования к личности педагога
Общие требования:
По предмету труда профессия педагога относится к типу человек-человек (По Климову). Показателями к выбору профессии данного типа являются наличие у индивида следующих качеств:
устойчиво хорошее самочувствие в ходе работы с людьми;
высокая потребность в общении;
способность к сопереживанию;
умение слушать и выслушивать;
широкий кругозор;
высокая речевая культура.
Представители профессий типа человек-человек должны быть способны:
быстро и правильно понимать намерения, помыслы и настроение других людей;
хорошо понимать и держать в уме знания о личностных качествах многих разных людей;
руководить;
учить;
воспитывать.
Противопоказания к выбору профессий данного типа:
выраженные дефекты речи;
монотонная невыразительная речь;
замкнутость и необщительность;
медлительность;
равнодушие к окружающим людям;
отсутствие бескорыстного интереса к другим людям.
Специфические требования:
главные и дополнительные;
постоянные и изменчивые.
Главные требования, без удовлетворения которых невозможно стать квалифицированным педагогом. Дополнительные требования, соответствие каждому из которых не является для педагога обязательным, но повышает его обучающий и воспитывающий потенциал, расширяет возможности воздействия на учащихся. Постоянные требования присущи педагогу любого исторического периода в любом обществе. Изменчивые требования, которые обусловлены особенностями данного этапа развития общества.