Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению;
Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению;
Невротические проявления (тики, энурез и т.д.).
Проблемы общения;
Эмоциональные и личностные проблемы;
Поведенческие проблемы;
Проблемы связанные с умственным развитием;
Типы неуспевающих школьников
Лакалова выделяет два типа школьной неуспеваемости:
общее отставание в учении;
отставание по отдельным предметам.
Мурачковский и Гельмонт в зависимости от устойчивости отставания выделяют три степени школьной неуспеваемости и причины ее возникновения в каждом случае:
общее и глубокое отставание по многим или всем предметам длительное время. Причинами является неподготовленность школьника, неблагоприятные условия (болезни, семейные обстоятельства), лень, недостаточный уровень общего развития;
частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по одному-трем наиболее сложным предметам. Причины – недостатки преподавания, недоработки в предыдущих классах, отсутствие интереса к учебе;
эпизодическая неуспеваемость то по одному, то по другому предмету. Причины – в результате недочетов преподавания, неаккуратного посещения школы.
На основании приведенной классификации Мурачковский предлагает типологию неуспевающих школьников:
Тема 2.7. Психология педагогической оценки.
Психологическая необходимость мотивирования учебной деятельности и воспитания детей
Понятие и функции пед оценки
Валентность пед оценки
Парциальные оценки и их роль в учебно-воспитательном процессе
Виды пед оценок
Идеи безотметочного обучения
Эффективность пед оценки на разных возрастных этапах
Психологическая необходимость мотивирования учебной деятельности и воспитания детей
Наличие способностей не является гарантией успехов ребенка, т.к. при отсутствии должной мотивации он не будет включаться по собственной инициативе ни в учебную деятельность, ни в общение и как следствие будет мало участвовать в тех видах человеческой социальной активности, которые ведут за собой психологическое развитие.
В обучении и воспитании детей имеются значительные резервы, но на практике они не полностью используются из-за недостаточной мотивации.
Причины:
все мотивы не до конца известны
те люди, которые занимаются изучением мотивов детей давно вышли из детского возраста и поэтому только могут гадать о подлинных причинах учения
среди самих детей существуют большие индивидуальные различия
сама мотивация понимается как совокупность актуально действующих мотивов, ситуационно оказывается изменчивой.
Главная задача в обучении и воспитании, зная причины изменения мотивации, правильно воздействовать на нее и свести к минимуму факторы, снижающие мотивацию.
Мотивы и интересы, проявляющиеся в учении и воспитании детей, сводятся к системе поощрений и наказаний. Умелое сочетание поощрений и наказаний обеспечивает оптимальную мотивацию. Соотношение между ними должно изменяться в зависимости от задач обучения и воспитания, а также от возрастных особенностей.
Стимулирование учебной и воспитательной деятельности должно иметь комплексный характер. Комплексность стимулирования означает одновременное использование различных стимулов:
1. органические – связанные с удовлетворением органических потребностей ребенка (сладкое, обнять и т.д.)
2. материальные стимулы – связанные с приобретением собственное пользование привлекательных, интересных и желаемых для ребенка вещей
3. моральные стимулы – обращены к чувствам ребенка и связаны с удовлетворением его духовных потребностей (осознание выполненного долга, удовлетворение от оказания помощи другим людям и т.д.)
4. социально-психологические стимулы – содержат в себе мотивы, связанные с системой человеческих отношений (уважение к человеку, отведение ему значимой роли и т.д.)
5. индивидуальные стимулы – содержат в себе нечто весьма личное, сущетвенное для данного человека.
Понятие и функции пед оценки
Пед оценка является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успех. Такая оценка должна обеспечивать максимальную мотивированность ребенка в данных видах деятельности с учетом 4 обстоятельств:
знание необходимого и достаточного множества разнообразных стимулов, которые влияют на стремление ребенка к успехам
знание подлинных мотивов участия детей разного возраста в данных видах деятельности
знание индивидуальных различий в мотивации учения и воспитания
знание ситуативных факторов, которые воздействуют на мотивацию усвоения информации, формирование умений и определенных качеств.
Функции пед оценки:
стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредствам переживания успеха или неуспеха, формирование притязаний и намерений, поступков и отношений
обучающая – предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, сколько прибавление и расширение имеющихся знаний
ориентировочная – воздействие на умственную работу школьника, с целью осознания им процесса этой работы и понимание собственных знаний
воспитательная – формирование навыков системного и добросовестного отношения к учебным обязанностям
диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на разных этапах обучения (выявление причин и своевременная коррекция)
формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования
изменение межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных воздействий или оценок.
Валентность пед оценки
Одна и та же оценка может по-разному восприниматься в условиях, когда ей предшествует неудача или успех. Повторяющиеся от ситуации к ситуации оценки содержат в себе слабые побуждения к деятельности. Успех следующий после неудачи, а неудача наступающая после успеха, заставляют индивида что-то менять в своем поведении.
Под личностной опосредованностью стимулов понимается зависимость этого воздействия от индивидуальных особенностей людей, от их состояния в момент данного времени. Стимулы, касающиеся удовлетворения наиболее важных для человека актуальных потребностей, будут, естественно, сильнее воздействовать на него. В эмоционально-возбужденном состоянии значимость стимулов может восприниматься человеком иначе, чем в спокойном.
В связи с необходимостью белее глубокого понимания ситуативной и личностной опосредованности влияния стимулов вводятся понятия валентности (ценности) и вероятности успеха или неудачи. От них зависят воздействия стимула. Валентность относится к тому значению, которое стимул приобретает в связи с удовлетворением потребности человека. Чем больше это значение, тем большую валентность имеет соответствующий стимул. Каждая потребность может быть удовлетворена разными способами и тот из них, который ей лучше всего соответствует будет обладать наивысшей валентностью для данной потребности. Понятие «вероятность успеха или неудачи» означает то, в какой степени сложившаяся ситуация может привести к удовлетворению потребности.
Парциальные оценки и их роль в учебно-воспитательном процессе
Парциальные оценки выступают в форме отдельных оценочных обращений к учащимся во время опроса на уроке и относятся не к системе знаний ученика, и не к предмету в целом, а к определенному частичному знанию или навыку.
Ананьев определяет три типа парциальных оценок:
амбивалентные оценки (двойственные)
· отсутствие оценки – учитель ни как не оценивает ученика. Такое оценивание оказывает сильное отрицательное воздействие на учебную деятельность ученика и его самооценку. Это самый худший вид пед оценки, т.к. он выполняет не ориентировочную функцию, а дезориентировочную.
· опосредованная оценка – оценивание одного ученика через другого (напр., Дима ответил лучше, чем Петя). Это травмирующая оценка.
Эти два вида Ананьев называет исходными, т.к. они не имеют самостоятельного значения.
· неопределенная оценка – тоже исходная, но она является своеобразным переходом к различным определенным оценкам. Выражается словами или жестами, которые не позволяют ученику понять как его оценили.
отрицательные оценки
· замечание – оценка лишь отчасти, т.к. оно является лишь выражением личного отношения учителя. Становится оценкой, когда систематически попадает на одного и того же ученика.
· отрицание – слова, фразы, указывающие на неправильность ответа ученика и стимулирующие перестройку хода его мысли.
· порицание – различного рода наказания, насмешка, носящая саркастический, а не юмористический характер (упреки, угрозы, нотации).
положительные оценки
· согласие – слова и фразы, которые указывают на правильность ответа ученика и стимулируют движение его мысли.
· одобрение – позитивная оценка того, что сделал или намеревается сделать ученик. Данная оценка больше обладает стимулирующим действием, чем ориентирующим.
· признание – представляет собой выделение тех или иных достоинств человека.
· поощрение – может быть материализованным или оценкой на словах. Данный прием решает следующие задачи:
a) показать, что ценится в поведении ребенка;
b) закрепить и стимулировать положительное поведение школьника.
Виды пед оценок
Пед оценка бывает нескольких видов:
предметные оценки – касаются того, что делает или что сделал ученик, но не его личности (содержание, предмет, процесс и результат деятельности);
персональные пед оценки – касаются субъекта деятельности, а не атрибутов. Отмечают индивидуальные качества человека, проявляются в его деятельности, старании, прилежании;
материальные пед оценки – включают разные способы материального стимулирования детей (деньги, привлекательные веши и т.д.);
моральные пед оценки – содержат похвалу или порицание, характеризующие деятельность ребенка с точки зрения ее соответствия нормам морали;
результирующие пед оценки – относятся к конечному результату деятельности;
процессуальные пед оценки – относятся к процессу, а не к конечному результату деятельности;
количественные пед оценки – соотносятся с объемом выполненной работы (количество решенных задач);
качественные пед оценки – касаются качества выполненной работы (точность, аккуратность, тщательность).
Тема 2.8. Психологические аспекты современных концепций обучения и организации учебной деятельности.
Психологические основы формирования различных направлений обучения
Концепция программированного обучения
Теория алгоритмизации программированного обучения
Теория Гальперина о поэтапном формировании понятий и умственных действий
Современные психологические концепции проблемного обучения
теории развивающего обучения
Идеи коллективного, суггестивного, интерактивного и модульного обучения
Психологические основы формирования различных направлений обучения
Образовательный процесс, начиная со второй половины ХVIII века, становится объектом не только педагогического, но и психологического осмысления. Процесс научения трактуется в разных теориях по-разному.
На третьем этапе развития пед психологии (во второй половине ХХ века) возникли самостоятельные теории (направления обучения). Направление современного образования редко реализуется в первоначальном варианте. Каждая из них включает элементы другого. Теоретически обоснованное соединение этих направлений обучения помогает действенно реализовать творческое использование основных характеристик образовательного процесса: его управляемость, соотнесенность с психологическими особенностями освоения, программируемость, активность, самостоятельность, учет индивидуальных особенностей учащихся.
Все современные направления обучения могут быть рассмотрены с позиции некоторых общих оснований:
1. непосредственности (или опосредованности) взаимодействия обучающегося и обучающего:
· контактное (традиционное, программированное и т.д.);
· дистанционное;
2. по основанию принципа сознательности выделяется обучение соотносимое с характером опыта:
· интуитивное (освоение родного языка);
· обучение основанное на принципе сознательности (традиционное, проблемное, программированное);
3. по основанию наличия управления образовательным процессом:
· не основывается на управлении (традиционное);
· рассматривает управление в качестве основного механизма усвоения (программированное, алгоритмизированное);
4. по основанию связи обучения с будущей деятельностью:
· контекстное;
· традиционное обучение вне контекстного типа;
5. по основанию способа организации обучения:
· традиционное (информативно-сообщающее);
· обучение включающее активные формы и методы.
Каждый из типов обучения имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Концепция программированного обучения
Бихевиоризм, необихевиоризм в середине ХХ века стали ведущими направлениями американской психологии. В середине ХХ века появилась наука кибернетика – наука об управлении, связи и информации. Бихевиоризм перенесенный на педагогику в кибернетике находит концепцию управления обучением. На этой основе возникает и формируется идея программированного обучения (Скиннер, 1954г.). в основу программированного обучения была положена бихевиоральная теория, для которой характерен механический подход к обучению.
Программирование – составление программы, составление определенной последовательности учебных действий и операций как учащегося, так и обучающего.
В основу программированного обучения положены следующие принципы:
принцип малых шагов – учебный материал делят на малые части;
принцип немедленного подтверждения ответа;
принцип индивидуализации темпа обучения;
принцип постепенного роста трудности;
принцип дифференциального закрепления знаний;
принцип единообразного хода инструментального обучения - определяет процесс учения по программам с линейной структурой обучения.
Скиннер предложил линейную программу. Учение – процесс выработки у учащегося новых способов поведения или модификации уже сложившихся. Вероятность того, что ученик овладеет новым знанием возрастает благодаря многократному повторению. Оно не должно быть механическим, т.к. результаты проверяются и контролируются самим обучающимся. Линейное программирование характеризуется тем, что каждое знание имеет один правильный ответ, после него учащийся переходит к следующему. Более сложным является разветвленное программирование, когда на один вопрос допустимы несколько альтернативных ответов (Н.Краудер, 50-е годы ХХ века).
Теория алгоритмизации программированного обучения
Программированное обучение в начале 1970-х годов получило новое преломление в работах Л.Н.Ланде, который предложил алгоритмизировать этот процесс. При алгоритмизированном обучении в содержании выделяются учебные алгоритмы.
Алгоритм (по Ланде) – это правило, предписывающее последовательность элементарных действий, которые, в силу их простоты, однозначно понимаются и исполняются всеми.
Алгоритм – система указаний об этих действиях и о том, какие из них и как надо производить.
Таким образом, алгоритмический процесс представляет собой систему действий с объектом. Алгоритмы – пошаговая программа деятельности учения и преподавания.
ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями;
отсутствует творчество в учебной деятельности;
дефицит общения и эмоций в обучении.
В современной школе возможна работа в компьютерных классах по обучающей программе для отработки навыков и контроля знаний. Полезно использовать для организации деятельности неуспевающих учеников, т.к. обеспечивается индивидуальный темп.
Теория Гальперина о поэтапном формировании понятий и умственных действий
Теория Гальперина, предполагает такое построение учебной деятельности, при котором на основании внешних предметных действий, организованных по определенным правилам, формируются знания, умения, навыки. В ходе практической деятельности у человека формируется ООД (ориентировочная основа действия), т.е. система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего действия. Человек должен знать, что произойдет и на чем нужно концентрировать внимание, чтобы выполнить действие безошибочно. Данное положение составляет основу теории, согласно которой обучение строится в соответствии с ООД.
Виды ориентировок:
ООД – конкретный образец – демонстрация или описание действия без каких-либо указаний о методике его выполнения;
ООД содержит полные и подробные указания о правильном выполнении действий;
ООД обучаемый создает самостоятельно на основе полученного знания.