русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Низкий уровень мыслительного развития сочетается с отрицательным отношеним к учению.


Дата добавления: 2014-03-24; просмотров: 1954; Нарушение авторских прав


Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению;

Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению;

Невротические проявления (тики, энурез и т.д.).

Проблемы общения;

Эмоциональные и личностные проблемы;

Поведенческие проблемы;

Проблемы связанные с умственным развитием;

 

Типы неуспевающих школьников

 

Лакалова выделяет два типа школьной неуспеваемости:

  1. общее отставание в учении;
  2. отставание по отдельным предметам.

Мурачковский и Гельмонт в зависимости от устойчивости отставания выделяют три степени школьной неуспеваемости и причины ее возникновения в каждом случае:

  1. общее и глубокое отставание по многим или всем предметам длительное время. Причинами является неподготовленность школьника, неблагоприятные условия (болезни, семейные обстоятельства), лень, недостаточный уровень общего развития;
  2. частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по одному-трем наиболее сложным предметам. Причины – недостатки преподавания, недоработки в предыдущих классах, отсутствие интереса к учебе;
  3. эпизодическая неуспеваемость то по одному, то по другому предмету. Причины – в результате недочетов преподавания, неаккуратного посещения школы.

На основании приведенной классификации Мурачковский предлагает типологию неуспевающих школьников:

 

Тема 2.7. Психология педагогической оценки.

 

  1. Психологическая необходимость мотивирования учебной деятельности и воспитания детей
  2. Понятие и функции пед оценки
  3. Валентность пед оценки
  4. Парциальные оценки и их роль в учебно-воспитательном процессе
  5. Виды пед оценок
  6. Идеи безотметочного обучения
  7. Эффективность пед оценки на разных возрастных этапах

 



Психологическая необходимость мотивирования учебной деятельности и воспитания детей

Наличие способностей не является гарантией успехов ребенка, т.к. при отсутствии должной мотивации он не будет включаться по собственной инициативе ни в учебную деятельность, ни в общение и как следствие будет мало участвовать в тех видах человеческой социальной активности, которые ведут за собой психологическое развитие.

В обучении и воспитании детей имеются значительные резервы, но на практике они не полностью используются из-за недостаточной мотивации.

Причины:

  1. все мотивы не до конца известны
  2. те люди, которые занимаются изучением мотивов детей давно вышли из детского возраста и поэтому только могут гадать о подлинных причинах учения
  3. среди самих детей существуют большие индивидуальные различия
  4. сама мотивация понимается как совокупность актуально действующих мотивов, ситуационно оказывается изменчивой.

Главная задача в обучении и воспитании, зная причины изменения мотивации, правильно воздействовать на нее и свести к минимуму факторы, снижающие мотивацию.

Мотивы и интересы, проявляющиеся в учении и воспитании детей, сводятся к системе поощрений и наказаний. Умелое сочетание поощрений и наказаний обеспечивает оптимальную мотивацию. Соотношение между ними должно изменяться в зависимости от задач обучения и воспитания, а также от возрастных особенностей.

Стимулирование учебной и воспитательной деятельности должно иметь комплексный характер. Комплексность стимулирования означает одновременное использование различных стимулов:

1. органические – связанные с удовлетворением органических потребностей ребенка (сладкое, обнять и т.д.)

2. материальные стимулы – связанные с приобретением собственное пользование привлекательных, интересных и желаемых для ребенка вещей

3. моральные стимулы – обращены к чувствам ребенка и связаны с удовлетворением его духовных потребностей (осознание выполненного долга, удовлетворение от оказания помощи другим людям и т.д.)

4. социально-психологические стимулы – содержат в себе мотивы, связанные с системой человеческих отношений (уважение к человеку, отведение ему значимой роли и т.д.)

5. индивидуальные стимулы – содержат в себе нечто весьма личное, сущетвенное для данного человека.

 

Понятие и функции пед оценки

Пед оценка является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успех. Такая оценка должна обеспечивать максимальную мотивированность ребенка в данных видах деятельности с учетом 4 обстоятельств:

  1. знание необходимого и достаточного множества разнообразных стимулов, которые влияют на стремление ребенка к успехам
  2. знание подлинных мотивов участия детей разного возраста в данных видах деятельности
  3. знание индивидуальных различий в мотивации учения и воспитания
  4. знание ситуативных факторов, которые воздействуют на мотивацию усвоения информации, формирование умений и определенных качеств.

Функции пед оценки:

  1. стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредствам переживания успеха или неуспеха, формирование притязаний и намерений, поступков и отношений
  2. обучающая – предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, сколько прибавление и расширение имеющихся знаний
  3. ориентировочная – воздействие на умственную работу школьника, с целью осознания им процесса этой работы и понимание собственных знаний
  4. воспитательная – формирование навыков системного и добросовестного отношения к учебным обязанностям
  5. диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на разных этапах обучения (выявление причин и своевременная коррекция)
  6. формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования
  7. изменение межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных воздействий или оценок.

 

Валентность пед оценки

Одна и та же оценка может по-разному восприниматься в условиях, когда ей предшествует неудача или успех. Повторяющиеся от ситуации к ситуации оценки содержат в себе слабые побуждения к деятельности. Успех следующий после неудачи, а неудача наступающая после успеха, заставляют индивида что-то менять в своем поведении.

Под личностной опосредованностью стимулов понимается зависимость этого воздействия от индивидуальных особенностей людей, от их состояния в момент данного времени. Стимулы, касающиеся удовлетворения наиболее важных для человека актуальных потребностей, будут, естественно, сильнее воздействовать на него. В эмоционально-возбужденном состоянии значимость стимулов может восприниматься человеком иначе, чем в спокойном.

В связи с необходимостью белее глубокого понимания ситуативной и личностной опосредованности влияния стимулов вводятся понятия валентности (ценности) и вероятности успеха или неудачи. От них зависят воздействия стимула. Валентность относится к тому значению, которое стимул приобретает в связи с удовлетворением потребности человека. Чем больше это значение, тем большую валентность имеет соответствующий стимул. Каждая потребность может быть удовлетворена разными способами и тот из них, который ей лучше всего соответствует будет обладать наивысшей валентностью для данной потребности. Понятие «вероятность успеха или неудачи» означает то, в какой степени сложившаяся ситуация может привести к удовлетворению потребности.

 

Парциальные оценки и их роль в учебно-воспитательном процессе

 

Парциальные оценки выступают в форме отдельных оценочных обращений к учащимся во время опроса на уроке и относятся не к системе знаний ученика, и не к предмету в целом, а к определенному частичному знанию или навыку.

Ананьев определяет три типа парциальных оценок:

  1. амбивалентные оценки (двойственные)

· отсутствие оценки – учитель ни как не оценивает ученика. Такое оценивание оказывает сильное отрицательное воздействие на учебную деятельность ученика и его самооценку. Это самый худший вид пед оценки, т.к. он выполняет не ориентировочную функцию, а дезориентировочную.

· опосредованная оценка – оценивание одного ученика через другого (напр., Дима ответил лучше, чем Петя). Это травмирующая оценка.

Эти два вида Ананьев называет исходными, т.к. они не имеют самостоятельного значения.

· неопределенная оценка – тоже исходная, но она является своеобразным переходом к различным определенным оценкам. Выражается словами или жестами, которые не позволяют ученику понять как его оценили.

  1. отрицательные оценки

· замечание – оценка лишь отчасти, т.к. оно является лишь выражением личного отношения учителя. Становится оценкой, когда систематически попадает на одного и того же ученика.

· отрицание – слова, фразы, указывающие на неправильность ответа ученика и стимулирующие перестройку хода его мысли.

· порицание – различного рода наказания, насмешка, носящая саркастический, а не юмористический характер (упреки, угрозы, нотации).

  1. положительные оценки

· согласие – слова и фразы, которые указывают на правильность ответа ученика и стимулируют движение его мысли.

· одобрение – позитивная оценка того, что сделал или намеревается сделать ученик. Данная оценка больше обладает стимулирующим действием, чем ориентирующим.

· признание – представляет собой выделение тех или иных достоинств человека.

· поощрение – может быть материализованным или оценкой на словах. Данный прием решает следующие задачи:

a) показать, что ценится в поведении ребенка;

b) закрепить и стимулировать положительное поведение школьника.

 

Виды пед оценок

 

Пед оценка бывает нескольких видов:

  1. предметные оценки – касаются того, что делает или что сделал ученик, но не его личности (содержание, предмет, процесс и результат деятельности);
  2. персональные пед оценки – касаются субъекта деятельности, а не атрибутов. Отмечают индивидуальные качества человека, проявляются в его деятельности, старании, прилежании;
  3. материальные пед оценки – включают разные способы материального стимулирования детей (деньги, привлекательные веши и т.д.);
  4. моральные пед оценки – содержат похвалу или порицание, характеризующие деятельность ребенка с точки зрения ее соответствия нормам морали;
  5. результирующие пед оценки – относятся к конечному результату деятельности;
  6. процессуальные пед оценки – относятся к процессу, а не к конечному результату деятельности;
  7. количественные пед оценки – соотносятся с объемом выполненной работы (количество решенных задач);
  8. качественные пед оценки – касаются качества выполненной работы (точность, аккуратность, тщательность).

 

Тема 2.8. Психологические аспекты современных концепций обучения и организации учебной деятельности.

  1. Психологические основы формирования различных направлений обучения
  2. Концепция программированного обучения
  3. Теория алгоритмизации программированного обучения
  4. Теория Гальперина о поэтапном формировании понятий и умственных действий
  5. Современные психологические концепции проблемного обучения
  6. теории развивающего обучения
  7. Идеи коллективного, суггестивного, интерактивного и модульного обучения

 

Психологические основы формирования различных направлений обучения

Образовательный процесс, начиная со второй половины ХVIII века, становится объектом не только педагогического, но и психологического осмысления. Процесс научения трактуется в разных теориях по-разному.

На третьем этапе развития пед психологии (во второй половине ХХ века) возникли самостоятельные теории (направления обучения). Направление современного образования редко реализуется в первоначальном варианте. Каждая из них включает элементы другого. Теоретически обоснованное соединение этих направлений обучения помогает действенно реализовать творческое использование основных характеристик образовательного процесса: его управляемость, соотнесенность с психологическими особенностями освоения, программируемость, активность, самостоятельность, учет индивидуальных особенностей учащихся.

Все современные направления обучения могут быть рассмотрены с позиции некоторых общих оснований:

1. непосредственности (или опосредованности) взаимодействия обучающегося и обучающего:

· контактное (традиционное, программированное и т.д.);

· дистанционное;

2. по основанию принципа сознательности выделяется обучение соотносимое с характером опыта:

· интуитивное (освоение родного языка);

· обучение основанное на принципе сознательности (традиционное, проблемное, программированное);

3. по основанию наличия управления образовательным процессом:

· не основывается на управлении (традиционное);

· рассматривает управление в качестве основного механизма усвоения (программированное, алгоритмизированное);

4. по основанию связи обучения с будущей деятельностью:

· контекстное;

· традиционное обучение вне контекстного типа;

5. по основанию способа организации обучения:

· традиционное (информативно-сообщающее);

· обучение включающее активные формы и методы.

Каждый из типов обучения имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

 

Концепция программированного обучения

Бихевиоризм, необихевиоризм в середине ХХ века стали ведущими направлениями американской психологии. В середине ХХ века появилась наука кибернетика – наука об управлении, связи и информации. Бихевиоризм перенесенный на педагогику в кибернетике находит концепцию управления обучением. На этой основе возникает и формируется идея программированного обучения (Скиннер, 1954г.). в основу программированного обучения была положена бихевиоральная теория, для которой характерен механический подход к обучению.

Программирование – составление программы, составление определенной последовательности учебных действий и операций как учащегося, так и обучающего.

В основу программированного обучения положены следующие принципы:

  1. принцип малых шагов – учебный материал делят на малые части;
  2. принцип немедленного подтверждения ответа;
  3. принцип индивидуализации темпа обучения;
  4. принцип постепенного роста трудности;
  5. принцип дифференциального закрепления знаний;
  6. принцип единообразного хода инструментального обучения - определяет процесс учения по программам с линейной структурой обучения.

Скиннер предложил линейную программу. Учение – процесс выработки у учащегося новых способов поведения или модификации уже сложившихся. Вероятность того, что ученик овладеет новым знанием возрастает благодаря многократному повторению. Оно не должно быть механическим, т.к. результаты проверяются и контролируются самим обучающимся. Линейное программирование характеризуется тем, что каждое знание имеет один правильный ответ, после него учащийся переходит к следующему. Более сложным является разветвленное программирование, когда на один вопрос допустимы несколько альтернативных ответов (Н.Краудер, 50-е годы ХХ века).

Теория алгоритмизации программированного обучения

Программированное обучение в начале 1970-х годов получило новое преломление в работах Л.Н.Ланде, который предложил алгоритмизировать этот процесс. При алгоритмизированном обучении в содержании выделяются учебные алгоритмы.

Алгоритм (по Ланде) – это правило, предписывающее последовательность элементарных действий, которые, в силу их простоты, однозначно понимаются и исполняются всеми.

Алгоритм – система указаний об этих действиях и о том, какие из них и как надо производить.

Таким образом, алгоритмический процесс представляет собой систему действий с объектом. Алгоритмы – пошаговая программа деятельности учения и преподавания.

Плюсы программированного, алгоритмизированного обучения:

  1. создается возможность индивидуального подхода к ученикам в условиях массового обучения;
  2. осуществляется непрерывная обратная связь от ученик к учителю;
  3. ученик постоянно поддерживается в состоянии активной деятельности.

Минусы программированного, алгоритмизированного обучения:

  1. не всякий материал поддается пошаговой обработке;
  2. ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями;
  3. отсутствует творчество в учебной деятельности;
  4. дефицит общения и эмоций в обучении.

В современной школе возможна работа в компьютерных классах по обучающей программе для отработки навыков и контроля знаний. Полезно использовать для организации деятельности неуспевающих учеников, т.к. обеспечивается индивидуальный темп.

 

Теория Гальперина о поэтапном формировании понятий и умственных действий

 

Теория Гальперина, предполагает такое построение учебной деятельности, при котором на основании внешних предметных действий, организованных по определенным правилам, формируются знания, умения, навыки. В ходе практической деятельности у человека формируется ООД (ориентировочная основа действия), т.е. система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего действия. Человек должен знать, что произойдет и на чем нужно концентрировать внимание, чтобы выполнить действие безошибочно. Данное положение составляет основу теории, согласно которой обучение строится в соответствии с ООД.

Виды ориентировок:

  1. ООД – конкретный образец – демонстрация или описание действия без каких-либо указаний о методике его выполнения;
  2. ООД содержит полные и подробные указания о правильном выполнении действий;
  3. ООД обучаемый создает самостоятельно на основе полученного знания.

Типы ориентировок:



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отсутствие или неправильная сформированность навыков и способов учебной деятельности. | Есть возможность составить и реализовать ориентировочную основу нового действия.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.008 сек.