Усвоение характеризуется готовностью актуализации знаний (определяют как легкость), их полнотой и системностью.
Психологические особенности характера усвоения для разных возрастных периодов школьников (как по использованию средств, так и по соотношению репродуктивных и продуктивных действий). В младшем школьном возрасте наблюдается обычно большая зависимость учащегося от учебного материала, т.е. он склонен сохранять структуру подлинного материала, трудно реконструировать. У старшего школьника имеются все возможности для реконструирования и перекомбинирования учебного материала, если они не реализуются, то вина за это падает исключительно на постановку обучения.
Личностная обусловленность усвоения. Происходит влияние усвоения на формирование личности школьника. Это взаимовлияние реализуется в силу эффекта действия самого обучения на психическое развитие личности, формирование ее психических новообразований. По Рубинштейну, усвоение, вообще весь ход учения, существенно обусловлен теми специфическими отношениями, которые складываются у ученик а в процессе обучения ( отношение ученика к учебному материалу, к учителю и к самому учению как к процессу).
Управляемость усвоением. Управление усвоением может осуществляться по пути поэтапного формирования умственных действий, может реализовываться классическим, традиционным путем, программированным или проблемным обучением. Важно, чтобы усвоение было объектом управления.
Усвоение характеризуется прочностью, которая определяется независимостью использования усвоенных знаний и их применения. Прочность зависит от системности, смысла организованности, воспринимаемого материала, его личной значимости и того эмоционального отношения, которое вызывает этот материал у ученика. Лучше усваивается то, что включено в деятельность и нацелено на использование в будущей практике.
Усвоение знаний
Знания составляют ядро усвоения. Знания являются основой нравственных убеждений, этических взглядов и мировоззрения. С одной стороны, знания определяются как часть сознания, с другой стороны, как нечто общее в отношении предметного разнообразия, с третьей стороны, как способ упорядочивания действительности, с четвертой стороны, как некоторый продукт и результат познания, с пятой стороны, как способ воспроизведения в сознании познавательного объекта. Знания и правильный путь их усвоения являются предпосылкой умственного развития учащегося.
С учетом различных дидактических функций знания, пред учителем стоит несколько задач:
перевести знание из его застывших, фиксированных форм в процесс познавательной активности обучаемых;
преобразовать знание из плана его выражения в содержание мыслительной деятельности учащегося;
сделать знание средством формирования человека как личности и субъекта деятельности.
Виды знаний: донаучные, житейские, художественные, научные (эмпирические и теоретические).
Знания характеризуются различной глубиной проникновения учащихся в их сущность, что обусловлено:
целями обучения;
индивидуальными особенностями учащихся;
уже имеющимся у них запасом знаний;
уровнем их умственного развития;
адекватностью усваемого знания возрасту учащегося.
Сущность умений и навыков
Овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают как следует выполнять то или иное умение или навык. Умение навык характеризуются как способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени овладения данным действием.
Умение – это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.
Навык – это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано без осознания промежуточных шагов.
Умение обычно соотносят с уровнем, выражается на начальном этапе в форме усвоенного знания, которое понято учащимся и может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического применения оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполненного действия.
Уровни овладения учащимся действиями:
нулевой – учащиеся совершенно не владеют действием (нет умений);
первый – учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя;
второй – учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, т.е. подражая;
третий – учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действие, осознавая каждый шаг;
четвертый – учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действие (навык).
Не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками.
Основные закономерности формирования навыков
Факторы, влияющие на формирование навыков:
правильное распределение упражнений во времени;
понимание и осмысление обучающимся принципа и основного плана выполнения действия;
знание результатов выполняемого действия;
влияние ранее усвоенных знаний и выработанных навыков на данный момент обучения;
рациональное соотношение репродуктивности и продуктивности.
Все они действуют взаимосвязано, но каждый из них оказывает и автономное влияние.
Выработка навыков графически определяется кривой научения, они делятся на два типа:
кривые с отрицательным ускорением – сначала формирование навыка идет быстро, затем замедляется, приближаясь к некоторому придельному уровню скорости;
кривые с положительным ускорением – сначала овладение действием идет медленно, а затем все быстрее.
В процессе выработки навыка иногда наступает относительная стабилизация продвижения, ученик не прогрессирует и не регрессирует, т.е. стоит на месте. Это явление свидетельствует о том, что или содержание, или приемы обучения, или формы работы, или все вместе исчерпали себя.
Навыки оказывают влияние друг на друга. Положительное влияние, ранее выработанного навыка на последующий, называется переносом, отрицательное влияние – интерференцией. Перенос, который является внутренним механизмом научения, предполагает более целенаправленную работу преподавателя над каждым из трех основных планов обобщения: над принципом, программой и способами действия, над отбором учебного тренировочного материала.
Распределение упражнений во времени можно представить следующим образом: наибольшее количество упражнений должно быть в начале тренировки, затем, с увеличением времени тренировки, интервал между такими действиями должен также увеличится. Тренировка может осуществляться в очень маленьких объемах, но она должна целенаправленно сохраняться до конца обучения.
Схема распределения упражнений во времени:
упражнение никогда не сходит на нет;
интервал между упражнениями во время тренировки увеличивается;
программа выработки одного навыка сочетается с программой выработки других.
Критерии свормированности навыка или его отработанности:
Внешние:
правильность и качественность навыков оформления (отсутствие ошибок);
скорость выполнения отдельных операций или их последовательности;
Внутренние:
отсутствие направленности создания на форму выполнения действия;
отсутствие напряжения.
Законы формирования навыка:
эффекта (Торндайк) – для развития навыков необходимо знать результат каждого повторения или иметь желание при следующем повторении улучшить;
изменения скорости – быстрое при первых повторениях улучшение продуктивности навыков вскоре все более замедляется;
неравномерности развития навыка – улучшения навыка чередуется с временными ухудшениями под влиянием ряда субъективных и объективных причин, которые влияют на продуктивность;
плато в развитии навыка – временное отсутствие улучшения или ухудшения продуктивности навыка говорит о перестройке их психологической структуры;
переноса навыка – имеющиеся навыки облегчают развитие сходных по психологической структуре навыков, и затрудняют развитие навыков, имеющих резко различную структуру;
отсутствия предела в развитии навыка – конечное плато в развитии навыка всегда может, за счет перестройки структуры навыка, дать хотя бы незначительное улучшение продуктивности;
угасания навыка – при отсутствии повторений навык приобретает обратное влияние, т.е. деавтоматизироваться, но обратное возобновление повторений восстанавливает навык скорее, чем первоначальное его развитие.
Обучаемость (в широком смысле слова) – это способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обучаемости.
В этом случае она выступает как проявление общих способностей учащихся, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, сложных форм деятельности. Обучаемость человека является одним из основных показателей его готовности к учению. В психологии обучаемость трактуется с разных позиций, но общее содержание этого понятия то, что это потенциальное свойство человека, которе проявляется в разных условиях его жизнедеятельности.
Обучаемость (по Колмыковой) – совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых, при наличии и относительном равенстве других необходимых условий, зависит продуктивность учебной деятельности. Под продуктивностью понимается, прежде всего, качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течении длительного периода, удовлетворенность результатами труда.
Обучаемость соотносится с понятием обученности как совокупности всех характеристик психического развития, которые есть результат предыдущего гобучения. В такой трактовке обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость – с зоной ближайшего развития.
Обучаемость основывается на целой совокупности свойств интеллекта (по Давыдову):