Относятся к организации взаимодействия обучающихся и преподавателя, и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной совместной деятельности, где акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента.
Сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе, его опыт, как совокупность интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений, позволяет ему адекватно действовать на этой основе в различных жизненных ситуациях. В этом смысле результатом образования является образованность.
Образ того результата, который должен быть получен образовательной системой и зафиксирован в форме образовательного стандарта. Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям;
Основные тенденции и принципы современного образования
Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования Вербицкий выделил следующие тенденции образования:
осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования;
индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая его технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества;
переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся;
соотносится с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных способов организации учебно-воспитательного процесса, к развивающим, активизирующим, игровым; это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой самостоятельной деятельности учащихся;
Основные принципы современного образования:
интеграция всех воспитательных сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающего поколения;
гуманизация – усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;
дифференциация и индивидуализация обучения – создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника;
демократизация – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованного взаимодействия учителей и учащихся, и широкое участие общественности в управлении образованием.
Образовательный процесс как единство обучения и учения
Образовательный процесс реализуется в единстве двух деятельностей: учебной и педагогической. Поэтому его можно рассматривать с двух позиций. Каждая из позиций является неповторимой уникальной личностью и одновременно субъектом собственной деятельности, т.е. планирует ,организует и осуществляет эту деятельность и одновременно формируется в ней как личность.
Личностно-деятельностный подход подразумевает учет этих особенностей, как учителя, так и обучаемого. Личностный компонент предполагает, что в центр процесса обучения ставится как сам обучающийся, так и его личностные особенности, т.е. мотивы, цели, психологический склад. Учитель определяет учебную цель каждого занятия и направляет весь образовательный процесс на развитие личности ученика, исходя именно из интересов, знаний, умений обучающихся. Деятельностный компонент подразумевает, что педагог и ученик являются субъектами пед и учебной деятельности. Это означает, что каждый из них сам осуществляет свою деятельность и одновременно развивается в ней.
В отечественной психологии наибольший вклад в разработку общей теории деятельности внесли Леонтьев и Рубинщтейн. Согласно им, деятельность представляет собой активное целенаправленное взаимодействие человека с окружающим миром, включая и других людей, и самого себя, вызванное определенной потребностью. Потребность понимается как состояние нужды, но сама по себе потребность деятельность не определяет. Для того чтобы осуществить целенаправленную активность необходимо знать какие именно ее формы приведут к удовлетворению возникшей потребности.
С позиции учителя личностно-деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебной деятельностью в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания им смысла обучения. В такой позиции учитель становится для ученика человеком, вызывающим подлинный интерес к учению, учебному предмету. Общение с учеником рассматривается как сотрудничество в решении учебных задач и, как следствие, учитель и класс образуют единый коллективный субъект образовательной деятельности.
С позиции ученика личностно-деятельностный подход предполагает свободу выбора обучающимся метода своего учения. Для ученика психологическими проявлениями реализации личностно-деятельностного подхода учителем становится обеспечение безопасности личностных проявлений, создание условий для самоактуализации и личностного роста.
Таким образом, личностно-деятельностный подход в образовании означает, что прежде всего в образовательном процессе ставится и решается основная задача образования – создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. Личность находится в центре образования и оно соответственно становится антропоцентричным по цели, содержанию, формам организации.
Парадигмы организации образовательного пространства: традиционное и личностно-ориентированное
Начиная с 1960-х годов отечественная психология и педагогика обоготилась идеями диалога и сотрудничества. Переориентировка педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистических традиций стали основой для качественного обновления образовательного процесса.
Братченко предлагает следующие различия классической (традиционной, когнитивно-ориентированной) и новой (личностно-ориенторованной) образоватеьной парадигмы.
Признак
Классическая парадигма
Личностно-ориентированная парадигма
Ценности, цели
А) основная миссия образования
Б) главная цель
В) ценности
Г) стратегия
А) подготовка подрастающего поколения к жизни и труду;
Б) дать ребенку знания, умения, навыки, обеспечит его социализацию;
В) нормативность, т.е. соответствие заданному стандарту, управляемость, однородность;
Г) формирование и активное вмешательство в жизнь ребенка, пренебрежение к ее внутренним законам.
А) обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности;
Б) способствовать личностному росту всех участников образовательного процесса, включая ребенка;
В) личность и личностное достоинство каждого, свобода, творчество, индивидуальность в познании и самовыражении;
Г) помощи, поддержки и уважения ребенка.
2. Личная значимость и осмысленность
Содержание и процесс образования не имеют прямого отношения к ребенку, не связаны с его реальными, актуальными интересами и потребностями. Учение и преподавание превращается в тяжкий труд.
Содержание и процесс преподавания максимально осмысленны и индивидуально значимы. Признается право на участие в определении образования, его содержании и форм организации.
3. Ведущая активность
Главная действующая сила преподавание, т.е. активность учителя. Задача ученика успеть за учителем, для чего необходимо приспособиться к темпу, индивидуальному состоянию и особенностям учителя.
Главная действующая сила учение, т.е. активность самих учащихся; не ученики приспосабливаются к учителю, а учитель старается максимально полно учесть интересы и особенности каждого ребенка.
4. Модальность познания
Основная форма предъявления изучаемого материала вербальное объяснение и демонстрация.
Главный способ познания на собственном опыте, в результате поиска, экспериментирования, проверки гипотез.
5. Роль участников образовательного процесса
Жесткая фиксация функций учителя и ученика, власть в руках учителя, выполняющего роли инструктора, руководителя, организатора, судьи, контролера, ученик выполняет требования учителя.
Равноценность и равноправие взрослого и ребенка в учебном процессе. Учитель и ученик сотрудничают, совместно осуществляют определенную активность, усилия направлены на общую цель- развитие и личностный рост каждого.
Тема 2.2. Научение как психологический феномен
Понятие о научении. Соотношение понятий учение, научение, обучение
Виды научения
теории научения
Понятие о научении. Соотношение понятий учение, научение, обучение
Имеется несколько понятий, которые относятся к приобретению человеком жизненного опыта: научение, учение, обучение.
Научение является более общим понятием. Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека). В зарубежной психологии понятие «научение» часто употребляется как эквивалент учения. В отечественной психологии (советский период развития) принято использовать его применительно к животным. Однако в последнее время ряд ученых (Зимняя, Жружинин, Орлов и др.) используют этот термин и применительно к человеку. Научение включает в себя приобретение опыта во всех идах деятельности, в независимости от его характера.
Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного сознательного присвоения им передаваемого социокультурного опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Учение рассматривается как разновидность научения.
Обучение, в наиболее употребляемом смысле, означает целенаправленную последовательную передачу социокультурного опыта человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирование познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащихся.
Понятия «научение» и «обучение» равно приложимы и к человеку, и к животным, в отличии от учения. Если обучение и учение обозначают процесс приобретения индивидуального опыта, то термин «научение» описывает сам процесс и результат.
На данную триаду понятий существуют различные точки зрения.
Маркова рассматривает научение как приобретение индивидуального опыта, но, прежде всего, обращает внимание на автоматизированный уровень навыков. Обучение трактует как совместную деятельность учителя и ученика, обеспечивающую усвоение школьниками знаний и овладение способами приобретения знаний. Учение представляет как деятельность ученика по освоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний.
Талызина придерживается существующей в советский период трактовки «научения», т.е. рассматривает его применительно только к животным. Обучение рассматривается ею как деятельность учителя по организации пед процесса. Учение как деятельность ученика включенного в учебный процесс.
Таким образом, психологические понятия «научение», «обучение», «учение» охватывают широкий круг явлений, связанных с приобретением опыта, знаний, умений, навыков в процессе активного взаимодействия субъекта с предметным и социальным миром.
Виды научения
У человека имеется пять видов научения, три из них свойственны также животным и объединяют человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой ЦНС.
Процесс научения реализуется за счет интеллектуальных механизмов при вербальном научении. Векарное и вербальное научение причисляется к высшим, т.к. не встречается у других живых существ.
Слово «импринтинг» с англ. языка означает запечатление. Как у человека, так и у животных этот механизм ведущий в первое время после рождения и представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения, т.е. безусловных рефлексов. Через импринтинг формируются инстинкты, генетически запрограммированные и малоподдающиеся изменению. Механизм импринтинга лучше изучен на примере высших животных. Известный швейцарский ученый Лоренц исследовал его на примере только что вылупившихся из яиц утят, у которых имеется врожденный безусловный рефлекс следования за первым движущимся объектом, который оказывается в их поле зрения. У человека механизм импринтинга является ведущим лишь в первые часы и дни жизни, когда еще не стали формироваться другие виды научения. Таким образом, элементарное научение необходимо для включения генетически запрограммированных инстинктов.
Условно-рефлекторное научение. В рамках этого вида, жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов. Начало его исследования было положено работами Павлова. В результате формирования условных рефлексов у организма вырабатывается реакция на биологически безразличные стимулы, которые не вызывали реакции ранее (собака Павлова). Условные рефлексы у ребенка могут вырабатываться с первых дней жизни, в результате постоянного ассоциирования в памяти стимула с удовлетворением биологической потребности организм научается реагировать на него и стимул начинает выполнять сигнальную функцию.
Оперантное научение. Индивидуальный опыт приобретается методом проб и ошибок. Задача, с которой сталкивается индивид порождает у него много разных поведенческих реакций, с помощью которых он пытается эту задачу решить. Каждый из вариантов решения последовательно пробуется на практике и автоматически оценивается достигаемый при этом результат. Та реакция, которая приводит к наилучшему варианту, выделяется и закрепляется в опыте. В последствии при столкновении с подобной ситуацией эта реакция будет использована в первую очередь. Ребенок начинает использовать научение методом проб и ошибок уже в младенчестве, когда учится манипулировать с предметами. Этот вид научения используется человеком в сфере практических действий.
Векарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Этот вид научения особо значим в младенчестве и раннем детстве, т.к. ребенок не владеет символической функцией речи и приобретает опыт путем подражания. Подражать взрослым начинает в младенчестве, к началу раннего детства возникает отсроченное подражание, т.е. ребенок подражает тем действиям, которые наблюдал некоторое время назад. На третьем году жизни через подражание начинает осуществляться половая самоидентификция.
Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки. Средством вербального научения служит не только словесная речь, но и другие знаковые системы (графическая символика). Научение становится возможным в абстрактной отвлеченной форме на основе ВПФ. Вербальное научение в простейших формах становится возможным для ребенка с того момента, когда он начинает демонстрировать понимание того, что ему говорят окружающие взрослые (до одного года), но полностью возможности вербального научения начинают использоваться ребенком тогда, когда он заговорит сам и будет демонстрировать стремление выяснить значение не понятных для него слов.
Процесс научения реализуется за счет следующих учебно-интеллектуальных механизмов:
формирование ассоциаций – механизм лежит в основе установления временных связей между отдельными знаниями или частями опыта;
подражание – выступает в качестве основы для формирования умений и навыков;
различение и обобщение – связаны с формированием понятий;
инсайт – является когнитивной базой для развития интеллекта ребенка;
творчество – служит основой для создания новых знаний, предметов, умений не представленных в виде готовых для усвоения через подражание образцов.
Тема 2.3. Общая характеристика учебной деятельности
Общая характеристика и определение учебной деятельности
Деятельностные характеристики и предметное содержание учебной деятельности
Внешняя компонентная структура учебной деятельности
Самостоятельная работа как высший вид учебной деятельности
Общая характеристика и определение учебной деятельности
Понятие «учебной деятельности» в пед психологии достаточно неоднозначно. В широком смысле она иногда неправильно рассматривается как синоним научения, учения, обучения. В узком смысле (по Эльконину) – это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.
Учебная деятельность – это деятельность субъекта по овладению общими способностями учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем на основе внешнего контроля и оценки, преходящих в самоконтроль и самооценку.
Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как его субъекта, т.е. совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному целенаправленному присвоению им социоультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение системных знаний, отработку обобщенных способов действия и их творческое применение в разных ситуациях.
Отмечается пять основных характеристик, которые отличают учебную деятельность от других форм учения:
она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
общие способы действия предваряют решение задач;
учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте (по Эльконину, эта характеристика основная);
изменение психических свойств и поведения обучающихся в зависимости от результатов своих собственных действий.
Деятельностные характеристики и предметное содержание учебной деятельности
Исходя из определения учебной деятельности, можно выделить деятельностные характеристики. Учебная деятельность носит общественный характер, в связи с этим выделяют учебную деятельность:
по содержанию – она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, которые накоплены человечеством;
по смыслу – она общественно значима и общественно оцениваема;
по форме – она соответствует общественно выбранным нормам обучения и протекает в специально созданных общественных учреждениях.
Учебная деятельность характеризуется: субъективностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью, имеет определенную структуру и содержание.
Предметное содержание учебной деятельности:
Предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение общественными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ и алгоритмов, вследствие чего развивается сам обучающийся. По Эльконину, учебная деятельность не тождественна усвоению, усвоение является основным ее содержанием и определяется строением и уровнем ее развития.
Средства учебной деятельности представлены тремя видами:
Обеспечивающими познавательную и исследовательскую активность, мыслительными логическими операциями (анализ, сравнение и т.д.). без них невозможна никакая умственная деятельность;
Знаковыми системами, в форме которых фиксируется знание и воспринимается индивидуальный опыт. К ним относится язык, алфавит, система исчисления, символика;
Фоновыми, т.е. уже имеющимися у обучающихся знаниями, посредствам включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт обучающегося.
Способы учебной деятельности – они могут быть многообразными, включающими репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия. Все они делятся на две категории: умственные действия и двигательные навыки.
Наиболее полное и развернутое описание способа представлено теорией поэтапного формирования умственных действий (Гальперин, Талызина). Согласно этой теории, предметное действие и выражающая его мысль составляют конечное, исходно разветвленное, но генетически связанные звенья единого процесса постепенного преобразования материального действия в идеальное, его интериоризацию.
Продуктом учебной деятельности являются появившиеся у обучающегося структурные и актуализированные знания, становящиеся основой умения решать задачи, требующие его применения.
Результат учебной деятельности – не само знание, умение является результатом, а вызванное его усвоением изменение в уровне развития учащегося: появление новых жизненных ценностей, жизненных смыслов, изменение отношения к учению. Субъект может испытывать желание продолжать эту деятельность или начать избегать ее выполнения. Эти варианты отношения к учению в конечном счете обуславливают уровень интеллектуального и личностного развития.
Внешняя компонентная структура учебной деятельности
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих компонентов:
мотивация;
учебная задача;
учебные действия;
контроль, преходящий в самоконтроль;
оценка, переходящая в самооценку.
I. Мотивация является не только одним из основных компонентов, но и существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности.
Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющий потребности учащегося в получении знаний.
Мотивация формируется у учащегося под воздействием рада факторов:
построение образовательной системы (образование имеет уровни, которые позволяют в перспективе переходить из одного в другой; получение образования по конкретным специальностям);
функционирование конкретного образовательного учреждения (школа, лицей, гимназия; психологическая атмосфера для учащихся и учителей в учебном учреждении);
организация образовательного процесса, т.е. построение расписания, деление учебного процесса на отрезки, промежуточный и итоговый контроль и др.;
субъективные особенности учащихся (возраст, пол, интеллектуальное развитие, самооценка, способности, особенности взаимодействия с другими и др.);
специфика учебного предмета (отражаемые области знаний, субъективная трудность для ученика, особенности методов преподавания).
II. Учебная задача является главным компонентом учебной деятельности, на ее материале учащийся готовится к решению жизненных задач.
Учебная задача – это тот способ действия или знания, который должен усвоить ученик в заданных условиях.
Учебная задача представляет собой определенное задание, постановка которого имеет важное значение для освоения учебного действия. Основное отличие учебной задачи от всех других задач заключается в том, что цель ее решения состоит в изменении не предметов, с которыми действует субъект, а в изменениях самого субъекта.
Учебная задача представляет собой системное образование, в ее состав входят следующие части: