русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Г. Скиннер на основе идей психологической теории бихевиоризма выдвинул идею программированного обучения.


Дата добавления: 2014-03-24; просмотров: 1185; Нарушение авторских прав


60-е годы – Ланда сформулировал теорию алгоритмизации обучения.

70-е годы – Оконь и Махмутов построили целостную систему проблемного обучения.

60-70-е годы – Гальперин и Талызина разработали положения теории поэтапного формирования умственных действий.

70-е годы – Эльконин и Давыдов разработали теорию развивающего обучения.

Концепция экстериоризации знаний разрабатывалась Мячинской и Богоявленским.

Появляется концепция суггестопедии Лазанова. Суггестопедия – пед система приемов и методов обучения, при которой создаются максимально благоприятные условия ускоренного усвоения учебного материала.

Появляется метод активизации резервных возможностей личности (Китай-Городская).

В этот период Рубинштейн в «Основах психологии» дал развернутую характеристику учения как освоения знаний.

Широкое теоретическое обобщение в этой области отражено в трудах Лингарда «Процесс и структура человеческого учения» (1970г.), Ильясова «Структура процесса учения» (1986г.).

Все эти разнообразные теории преследуют одну цель – поиск психологических методов, которые в наибольшей степени отвечают требованиям обществ в системе обучения и учеия. Поэтому в рамках этих направлений выявлено много общих проблем:

  1. активизация форм обучения;
  2. пед общение;
  3. учебно-педагогическое сотрудничество;
  4. управление усвоением знаний и др.

В наши дни формируются предпосылки перехода пед психологии на новую стадию развития. В связи с повсеместным внедрением компьютерной техники. Информационные системы образования превращают обучающегося в свободного пользователя. При этом существенно меняется и роль педагога. Среди его функций все большую значимость приобретает организация самостоятельной деятельности учащегося по поиску знаний. Изложение готового материала и обучение действиям по заданному образцу все меньше отвечает требованиям современного общества.



Таким образом, на современном этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обучения учебной деятельности, развития способностей и личности учащихся.

 

Раздел 2. Психология образовательной деятельности.

 

Тема 2.1. Психологическая характеристика образования.

 

  1. Образование как многоаспектный феномен
  2. Образование как система, процесс и результат
  3. Основные тенденции и принципы современного образования
  4. Образовательный процесс как единство обучения и учения
  5. Парадигмы организации образовательного пространства: традиционное и личностно-ориентированное

 

Образование как многоаспектный феномен

Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию. Истоки самого понятия «образование» находятся в раннем средневековье и соотносятся с понятиями «образ» и «образ божий». Человек был создан по подобию божию и понимание этого образа трактовалось как образование.

Начиная с возрождения, когда сам человек становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения и вхождения в культуру, в мир и общение с другими людьми. Образование становится способом создания своего образа, личности, при этом образ культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в образовании. Образование рассматривается как социальный институт, как одна из подструктур общества. Содержание образования всегда отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому.

В настоящее время это переход от индустриального общества ХХ в. к постиндустриальному или информационному ХХI в. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и т.д. Связь образования и культуры наиболее тесная, т.к. уже самая ранняя стадия становления института образования связана с культом, ритуалом. Одним из основных принципов существования и развития образования является культуросообразность, при этом образование рассматривается как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе. Этот принцип пришел на смену выдвинутым Коменским положению природосообразности обучения. Как полагал Коменский, учиться можно легко только идя по стопам природы, в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, которые отражали принципиальные законы природы и человека как ее части. Принцип культуросообразности означает обучение в контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие.

Образование как система, процесс и результат

Образование как система. Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе обучения и воспитания человека. Еще в конце ХIХ в. Каптерев отмечал, что образовательный процесс представляет собой нечто большее, чем просто передача информации от одного поколения к другому.

На всем протяжении образовательного процесса основными его задачами являются развитие и саморазвитие человека.

Образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают:

  1. социальный масштаб рассмотрения – образование в мире, в определенной стране, обществе, регионе и т.д., система государственного и частного образования, общественного и светского;
  2. ступень образования - дошкольное, школьное с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу, высшее с различными уровнями: углубленная подготовка специалиста, магистратура, аспирантура, учреждения повышения квалификации и т.д.;
  3. профиль образования – общее, специальное (математическое, естественно-научное и т.д.), профессиональное и дополнительное.

С этих позиций образование как система характеризуется следующим образом:

  1. образование может быть светским, государственным, частным, муниципальным, федеральным и т.д.;
  2. образование характеризуется удовлетворенностью, ступенчатостью, в основе чего лежит возрастной критерий;
  3. образование характеризуется преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью и направленностью;
  4. образование имеет количественную и качественную характеристику, специфическую для всех подсистем.

Рассмотрение образования как процесса предполагает:

  1. разграничение двух его сторон: обучения и научения (учения);
  2. со стороны обучающего образовательный процесс всегда представляется как единство обучения и воспитания;
  3. сам процесс воспитывающего обучения включает с позиции обучающегося освоение знаний, практическое действие, личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.

Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно изменяется по целям, содержанию и формам. Непрерывность образования характеризует его процессуальную сторону и выступает в качестве основной черты.

Образование как результат. Под словом «образование» понимается результат, когда имеют ввиду получить образование. Образование как результат рассматривается в двух планах:



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Комбинированные системы, действующие одновременно по возмущению и по отклонению. | Вербальное научение.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.006 сек.