60-е годы – Ланда сформулировал теорию алгоритмизации обучения.
70-е годы – Оконь и Махмутов построили целостную систему проблемного обучения.
60-70-е годы – Гальперин и Талызина разработали положения теории поэтапного формирования умственных действий.
70-е годы – Эльконин и Давыдов разработали теорию развивающего обучения.
Концепция экстериоризации знаний разрабатывалась Мячинской и Богоявленским.
Появляется концепция суггестопедии Лазанова. Суггестопедия – пед система приемов и методов обучения, при которой создаются максимально благоприятные условия ускоренного усвоения учебного материала.
Появляется метод активизации резервных возможностей личности (Китай-Городская).
В этот период Рубинштейн в «Основах психологии» дал развернутую характеристику учения как освоения знаний.
Широкое теоретическое обобщение в этой области отражено в трудах Лингарда «Процесс и структура человеческого учения» (1970г.), Ильясова «Структура процесса учения» (1986г.).
Все эти разнообразные теории преследуют одну цель – поиск психологических методов, которые в наибольшей степени отвечают требованиям обществ в системе обучения и учеия. Поэтому в рамках этих направлений выявлено много общих проблем:
активизация форм обучения;
пед общение;
учебно-педагогическое сотрудничество;
управление усвоением знаний и др.
В наши дни формируются предпосылки перехода пед психологии на новую стадию развития. В связи с повсеместным внедрением компьютерной техники. Информационные системы образования превращают обучающегося в свободного пользователя. При этом существенно меняется и роль педагога. Среди его функций все большую значимость приобретает организация самостоятельной деятельности учащегося по поиску знаний. Изложение готового материала и обучение действиям по заданному образцу все меньше отвечает требованиям современного общества.
Таким образом, на современном этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обучения учебной деятельности, развития способностей и личности учащихся.
Раздел 2. Психология образовательной деятельности.
Тема 2.1. Психологическая характеристика образования.
Образование как многоаспектный феномен
Образование как система, процесс и результат
Основные тенденции и принципы современного образования
Образовательный процесс как единство обучения и учения
Парадигмы организации образовательного пространства: традиционное и личностно-ориентированное
Образование как многоаспектный феномен
Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию. Истоки самого понятия «образование» находятся в раннем средневековье и соотносятся с понятиями «образ» и «образ божий». Человек был создан по подобию божию и понимание этого образа трактовалось как образование.
Начиная с возрождения, когда сам человек становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения и вхождения в культуру, в мир и общение с другими людьми. Образование становится способом создания своего образа, личности, при этом образ культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в образовании. Образование рассматривается как социальный институт, как одна из подструктур общества. Содержание образования всегда отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому.
В настоящее время это переход от индустриального общества ХХ в. к постиндустриальному или информационному ХХI в. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и т.д. Связь образования и культуры наиболее тесная, т.к. уже самая ранняя стадия становления института образования связана с культом, ритуалом. Одним из основных принципов существования и развития образования является культуросообразность, при этом образование рассматривается как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе. Этот принцип пришел на смену выдвинутым Коменским положению природосообразности обучения. Как полагал Коменский, учиться можно легко только идя по стопам природы, в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, которые отражали принципиальные законы природы и человека как ее части. Принцип культуросообразности означает обучение в контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие.
Образование как система, процесс и результат
Образование как система. Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе обучения и воспитания человека. Еще в конце ХIХ в. Каптерев отмечал, что образовательный процесс представляет собой нечто большее, чем просто передача информации от одного поколения к другому.
На всем протяжении образовательного процесса основными его задачами являются развитие и саморазвитие человека.
Образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают:
социальный масштаб рассмотрения – образование в мире, в определенной стране, обществе, регионе и т.д., система государственного и частного образования, общественного и светского;
ступень образования - дошкольное, школьное с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу, высшее с различными уровнями: углубленная подготовка специалиста, магистратура, аспирантура, учреждения повышения квалификации и т.д.;
профиль образования – общее, специальное (математическое, естественно-научное и т.д.), профессиональное и дополнительное.
С этих позиций образование как система характеризуется следующим образом:
образование может быть светским, государственным, частным, муниципальным, федеральным и т.д.;
образование характеризуется удовлетворенностью, ступенчатостью, в основе чего лежит возрастной критерий;
образование характеризуется преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью и направленностью;
образование имеет количественную и качественную характеристику, специфическую для всех подсистем.
Рассмотрение образования как процесса предполагает:
разграничение двух его сторон: обучения и научения (учения);
со стороны обучающего образовательный процесс всегда представляется как единство обучения и воспитания;
сам процесс воспитывающего обучения включает с позиции обучающегося освоение знаний, практическое действие, личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.
Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно изменяется по целям, содержанию и формам. Непрерывность образования характеризует его процессуальную сторону и выступает в качестве основной черты.
Образование как результат. Под словом «образование» понимается результат, когда имеют ввиду получить образование. Образование как результат рассматривается в двух планах: