Уголовно - правовая борьба с организованной преступностью
ИСТОЧНИКИ
1. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М. А. Василика. — М„ 2003.
2. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. — М., 2003.
3. Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации: Краткий курс - 3-е изд., перераб. и доп. — М: ACT: Восток - Запад, 2007.
4. Латынов В. В. Стили речевого коммуникативного поведения: Структура и детерминанты// Психологический журнал. – 1995. - № 6.
5. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности / Е. А. Климов. – Казань, 1969
6. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001.
7. Огарь (Федоренко) Е. И. Методика определения типа межличностного поведения // Социально-психологические проблемы ускорения социального развития общества в условиях перестройки. – М., 1989. С.116-117.
8. Стернин И. А. Русское и немецкое коммуникативное поведение и проблема межкультурной коммуникации / Межкультурная коммуникация: парадигмы исследования и преподавания. Материалы международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2003.
Фундаментальной основой успешного противодействия общества организованной преступности, несомненно, является должный уровень правового регулирования этого процесса. С появлением феномена организованной преступности учеными и практикой сразу же были поставлены вопросы принятия дополнительных правовых актов, поскольку действующее законодательство РСФСР оказалось неадекватным размерам и темпам развития организованной преступности.
В бывшем Верховном Совете РСФСР еще с 1992 года интенсивно разрабатывались и обсуждались в научных учреждениях и практических органах проекты законов «О борьбе с организованной преступностью», «О борьбе с коррупцией», «Об ответственности за легализацию преступных доходов». Поскольку в проектах этих законов предусматривались дополнительные уголовно-правовые и уголовно-процессуальные меры, являющиеся содержанием соответствующих кодексов, в целях исключения параллелизма в уголовном законодательстве названные проекты законов были отложены и до сих пор остаются непринятыми.
В связи с тем что внесение изменений и дополнений в уголовное, уголовно-процессуальное и административное законодательство — процесс длительный, правовой вакуум заполнялся изданием указов Президента РФ. Одним из первых актов стал Указ Президента Российской Федерации № 361 от 4 апреля 1992 года «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», согласно которому служащим государственного аппарата запрещалось: заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе через посредников; оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это различные вознаграждения; совмещать государственную службу с другой оплачиваемой работой (кроме научно-педагогической и творческой); принимать участие в управлении акционерными обществами и иными хозяйствующими субъектами.
Для государственных служащих установлено обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах. Однако в силу того, что должный механизм обеспечения этого Указа не был создан, большинство его предписаний не выполняются, хотя формально и сохраняют юридическую силу.
Большое значение для активизации борьбы с организованной преступностью имел Указ Президента Российской Федерации № 1189 от 8 октября 1992 года «О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью», в соответствии с которым подразделения по борьбе с организованной преступностью усилили численностью и техническими средствами.
В последние годы они сформировались в самостоятельную централизованную оперативно-розыскную службу органов внутренних дел.
В сентябре 1993 года издается Указ Президента РФ № 1390 «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации», согласно которому в практику борьбы с организованной преступностью стали внедряться целевые операции по пресечению деятельности преступных сообществ с использованием моторизованных частей, а также подразделений и частей оперативного назначения внутренних войск; введены должности помощников руководителей исполнительных органов по вопросам борьбы с преступностью.
Наиболее значительный след в борьбе с организованной преступностью оставил Указ Президента Российской Федерации № 1226 от 14 июня 1994 года «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности». В числе особых мер данным Указом предусматривалось неприменение к подозреваемым и обвиняемым по указанным преступлениям в качестве меры пресечения подписки о невыезде, личного поручительства, поручительства общественных организаций и залога, задержание к ним применялось до 30 суток. При наличии достаточных данных о причастности организованной преступной группы к тяжким преступлениям до возбуждения уголовного дела по согласованию с прокурором могли проводиться экспертизы, назначаться проверки финансово-хозяйственной деятельности не только подозреваемых участников ОПГ, но и их родственников.
Несмотря на отмену данного Указа и прекращение действия названных неординарных, не предусмотренных нормами УПК мер, данный правовой акт следует признать наиболее эффективным, ибо в период его действия правоохранительным органам удалось приостановить разгул насильственной организованной преступности и частично загнать ее в подполье.
В то же время названные нормативные акты большей частью несли административно-организационные меры, а такие фундаментальные вопросы, как законодательное закрепление понятий организованной преступности и организованной преступной группы, оставались неразрешенными. Постоянная постановка этих вопросов практикой, юридической общественностью, государственными и законодательными органами привела к первой попытке ее разрешения путем внесения дополнений в уголовное законодательство. Федеральным законом Российской Федерации от 1 июля 1994 года в Уголовный кодекс РСФСР 1960 года была введена новая для нашего законодательства ст. 171 «Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой». Впервые была сделана попытка дать и разграничить законодательно понятия группы по предварительному сговору и организованной группы.
Согласно данной статье преступление признавалось совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном его совершении. Следовательно, предварительная договоренность о совместном совершении преступлений - основной признак, характеризующий группу по предварительному сговору.
Совершенным же организованной группой преступление признавалось, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. От группы по предварительному сговору организованная группа отличалась такими весьма неопределенными, вызывающими различные толкования понятиями, как устойчивость и предварительное объединение для совершения преступлений. В соответствии со ст. 171 совершение преступлений группой лиц по предварительному сговору и организованной группой влекло более строгое наказание в пределах, установленных законом.
Впервые в законодательстве подчеркивалась роль организатора преступной группы. Согласно ч. 3 ст. 171 лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ею, несло ответственность за организацию и руководство организованной группой, а также за все совершенные преступной группой преступления, если они охватывались его умыслом.
И хотя в связи с принятием Уголовного кодекса РФ ст. 171 УК РСФСР потеряла юридическую силу, для формулировки и закрепления форм организованной преступной деятельности в УК РФ она, несомненно, служила идейно-правовой основой и, более того, содержание понятий группы по предварительному сговору и организованной группы нашло дальнейшее закрепление в той же редакции и в Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ), принятом в 1996 году. Получила свое логическое завершение более чем пятнадцатилетняя трудоемкая деятельность ученых-правоведов, практиков и законодателей страны.
Вступив в действие с 1 января 1997 года, УК РФ дает ответы на многие вопросы борьбы с организованной преступной деятельностью, волновавшие ученых и практиков в последнее десятилетие, а также и оставляет ряд проблем пока неразрешенными.
Курс учебной дисциплины «Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью» входит в цикл дисциплин уголовно – правовой специализации.
Курс адресован студентам заочной и очно-заочной и форм обучения;
Курс готовит студентов к практической деятельности в сфере борьбы с преступностью.
Учитывая, что групповая и организованная преступность наиболее
- общественно опасны,
- динамичны,
- сложны для выявления и доказанности,
- латентны и наименее изучены,
основной целью курса ««Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью» является выработка у студентов криминологического мышления, формирование научно-обоснованных взглядов на преступность как на негативный, объективно-обусловленный социальный процесс, который общество и государство должны сдерживать в определенных рамках с тем, чтобы не допустить нарушения условий нормальной жизнедеятельности, а также привитие студентам знаний о «стратегии» воздействия на преступность в современных условиях, подготовка студентов к компетентному решению профессиональных задач.
Ядро курса составляют положения Общей и Особенной частей уголовного права России и криминологии;
Для успешного изучения курса студенту необходимо владеть материалом по дисциплинам: уголовное право, криминология, предусмотренным программами подготовки специалиста.
Программа курса построена на знании положений Общей и Особенной частей уголовного права России и криминологии в соответствии с рабочим планом;
В курсе выделено несколько блоков: уголовно – правовой и криминологический;
Курс имеет практическую часть в виде конкретных заданий, составленных из материалов судебной практики;
Технология обучения ориентирована на:
- интеграцию знаний, их трансформацию в систему действий;
- самостоятельную аналитическую деятельность студентов со специальной литературой;
- целенаправленное, систематическое самосовершенствование, саморазвитие и самореализацию студентов;
- подготовку студентов к самостоятельной профессиональной деятельности;
- сочетание теоретических занятий с обсуждением проблемных вопросов на семинарских занятиях.
Оценка знаний и умений студентов проводится путем проведения зачета в конце семестра с учетом работы на лекционных и семинарских занятиях.