Вопрос 3 Операции при проектировании организационной структуры управления
Состав подсистем СУ конкретного ПП может быть изменен в соответствии с его спецификой (масштабом ПП. Его специализацией, характером выпускаемой продукции и др.).
Для перехода от типового состава подсистем к конкретному могут использоваться следующие способы:
деление подсистем;
объединение подсистем;
выделение отдельных блоков из разных подсистем и объединение в отдельную автономную подсистему;
выделение блока из целевой подсистемы и перевод его в состав функциональных подсистем;
изменение наименований подсистем;
изменение последовательности (приоритета) подсистем;
ввод новых подсистем;
изъятие подсистем.
При формировании конкретного состава подсистем используются как отдельные способы, так и определенные их совокупности.
Рациональное сочетание целевого, функционального и линейного управления обеспечивается матричной структурой системы управления ПП путем формирования в ней специальных функций и задач управления, однородных по целевой направленности и функциональной специализации.
ТЕМА: ОПЕРАГРАММА
Требуется упорядочить работу по управлению. Всякая рационализация работы аппарата начинается с анализа перечня работ, состава работ, которые этот аппарат должен выполнять. Анализ может показать, что часть работ совершенно необязательна.
Чтобы рационально организовать систему управления и отказаться от многих ненужных работ, порождаемых лишь взаимоотношениями внутри аппарата управления, а не существом дела, надо интенсифицировать управленческую работу. Целесообразно, чтобы у руководителя был помощник, которому достаточно сказать два слова, чтобы он понял, как действовать от имени руководителя, например написать ответ. У руководителя под рукой всегда должен быть диктофон, в аппарате необходима стенографистка. Это ускоряет ответы на письма, написание служебных записок и т.п. в несколько раз.
Один из основных принципов рационализации управления – это ликвидация многозвенности и упрощение всех связей прежде всего внутри аппарата управления. Эффективным средством для этого является составление функциограмм, характеризующих распределение работ по исполнителям, настроение схемы документооборота и оперограммы ( рис. ), характеризующих технологию выполнения работы (в нашем примере – технология ответа на запросы).
Построенная таким путем схема подлежит анализу и упрощению. Когда начинают анализировать, расчленять на функции, проверять последовательность различных операций управления, то выявляются резервы.